?
Социология как non-fiction. О развитии этнометодологии.
Социологический журнал. 2006. № 1-2. С. 74-90.
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии" (Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми, постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts), мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований, — делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно, более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология, которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.
Язык:
русский