Статья
Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг
В статье проанализировано состояние и значение сферы услуг в современной экономике, рассмотрены основные направления концептуализации целостной теории услуги, акцентировано внимание на социальных услугах и предложен новый комплексный подход к определению сущности социальной услуги как объекта управленческого воздействия.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
В статье рассматриваются процессы в политике социальных реформ, детерминированные стремлением неолиберальных идеологов рационализировать отношения между гражданами и государством. Важной особенностью этого процесса стала противоречивая природа модернизации системы социальных сервисов. В течение последних нескольких лет различные эксперименты в этой области были поддержаны экспертным сообществом и международными фондами. Эти инновации были направлены на повышение эффективности социального обслуживания и его менеджериализацию. Новые рационализированные стандарты вступают в противоречия с существующими практиками оценки эффективности в социальных службах, влияют на мотивацию персонала и методы управления.
Современные тенденции развития сервисной экономики требуют новых, инновационных подходов к подготовке управленческих кадров.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в III квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, сферы услуг, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
Переход к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР предполагал фундаментальные сдвиги в распределении ресурсов между секторами, в частности, серьезные изменения структур занятости. Развитие сферы услуг в России оказалось впечатляющим даже на фоне других стран с переходной экономикой. В данной работе используется модель роста сервисного сектора Баумоля–Фьюкса для определения масштабов отставания в развитии сферы услуг в начале переходного периода и оценки прогресса, достигнутого к настоящему времени. Эмпирический анализ, основанный на данных РМЭЗ (1994–2000 гг.), показал, что главной причиной изменений в отраслевой структуре занятости являлись различия между секторами в разнице между количеством ушедших из данного сектора в состояние незанятости и количеством вновь нанятых работников из числа впервые ищущих работу. Для лиц, меняющих место работы, основными факторами, объясняющими межсекторную мобильность, являются низкое качество соответствий между работником и работодателем, эффект стажа и сегментация на рынке труда.
Эксперты Центра констатировали, что, хотя российский рынок услуг продолжил дрейф в зоне стагнации, наметилась позитивная тенденция восстановления деловой активности в отрасли. Основной композитный индикатор обследования – сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг – впервые за последние пять кварталов возобновил поступательное движение, прибавил 3 п. п. относительно предыдущего периода и достиг значения (-1%), то есть вплотную подошел к границе с зоной благоприятного делового климата (0%).
Позитивная тенденция была обусловлена оживлением деловой активности в определенных сегментах сферы услуг. Так, заметно выросла уверенность руководителей страховых и туристических компаний, а также санаторно-курортных учреждений, стабильный деловой климат сохранялся в сегментах оказания гостиничных и стоматологических услуг. В целом рейтинг предпринимательских настроений не претерпел значительных изменений, статус лидеров сохранили за собой страховщики, аутсайдеров – предприниматели, занятые ремонтом предметов личного потребления.
Обобщенные ожидания предпринимателей на краткосрочную перспективу свидетельствуют о вероятном сохранении сложившейся траектории развития сферы услуг в середине текущего года. Невысокие положительные значения балансов оценок ожидаемого изменения спроса, объема услуг и прибыли находились в диапазоне аналогичных поквартальных прогнозов 2017 г., а баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых достиг положительного значения впервые за последние три года. Участники обследования не планировали заметно повышать цены на оказываемые услуги. Такие прогнозы говорят в пользу того, что большинство предпринимателей не ждут ухудшения экономической ситуации, продолжая надеяться на активизацию потребительского спроса. Вместе с тем и акцентированного роста деловой активности во II квартале 2018 с. г., также не ожидается.
(Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.)
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Настоящий сборник включает в себя материалы ежегодной международной научной конференции «Современные проблемы и перспективы развития туризма, сервиса и сферы услуг», состоявшейся в г. Уфа 28-30 сентября 2012 г. Главная цель конференции – развитие содружества ученых и практиков в сфере экономики. В работе конференции приняли участие ученые и практики из России, Республики Татарстан, Республики Дагестан, Беларуси, Украины. Международная научная конференция проведена при поддержке Издательского дома Международного центра научно-исследовательских проектов, редакций рецензируемых научных журналов «Современные технологии управления», «Региональная экономика и управление: электронный научный журнал», «Экономический рост и развитие», «Social&economic innovations».
Инициаторы социальных реформ, проводимых в России под лозунгом модернизации, среди своих приоритетов называют создание социальной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности страны в глобальной перспективе. Статья посвящена тому, как эти установки отражаются в практике работы социальных служб, занимающихся проблемами семьи и детей, в ней рассматриваются методология оценки программ и проектов, а также сложности, возникающие при решении задач, которые стоят перед грантодающими организациями и сервисами, развивающими проектную культуру. Авторы утверждают, что понятие «социальные услуги» в федеральных и региональных нормативных документах, инструкциях и регламентах деятельности, определяющих вопросы социального обслуживания населения, нередко понимается расплывчато и обобщенно — как помощь и всесторонняя поддержка граждан в трудной жизненной ситуации. Подчас это приводит к произволу в определении содержания и ожидаемого результата услуги, резко ограничивает возможности перехода от оценки «по валу» к оценке «по результату». Достижение целей модернизации возможно в условиях диалога между профессионалами и гражданским обществом с целью выработки социальных стандартов и подходов к обслуживанию.
Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.
Одним из главных индикаторов успешности деятельности компании является увеличение ее стоимости. В статье рассмотрены традиционные модели оценки стоимости компании, приведены доказательства некорректности их использования в условиях функционирования постиндустриальной экономики и предложена новая методика, основанная на оценке интеллектуального потенциала компании как основного ресурса создания ее стоимости
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.