Статья
Новые образовательные стандарты и обучение правам человека
В работе анализируются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в аспектах, касающихся обучения правам человека. На основании этого анализа делаются выводы, насколько современная российская образовательная политика соответствует потребностям развития демократии и международным обязательствам в сфере образования по правам человека, взятых на себя Российской Федерацией.
Данный препринт является седьмым из серии «Права человека в современном мире». Рассматриваются вопросы идеологии прав человека в одном из самых малоизученных в отечественной литературе регионов мира – Африке. Основной акцент делается на необходимости адаптации концепта прав человека в африканских политико-правовых реалиях. Рассмотрены как государственные, так и надгосударственные механизмы прав человека в Африке.
В работе рассматривается основополагающий для концепции прав человека регион – Европа. Представлен анализ культурных аспектов прав человека, а также практики Европейского Суда по правам человека и иных правозащитных институтов Европейского союза и Совета Европы. Отдельный акцент сделан на этических и религиозных основах понимания прав челове-
ка в Европе. Также показана ситуация с правами человека в субрегионах Европы: в странах Восточной Европы, а также в Скандинавии.
Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.
Книга Бориса Старцева «Хроники образовательной политики: 1991–2011» представляет собой летопись модернизации российской средней и высшей школы с 1991 по 2011 год с экономической точки зрения. События увидены глазами журналиста и представлены как последовательность решений ответственных лиц. Реформа описывается именами министров и высших чиновников, лишь изредка мелькают мнения и имена педагогов. Ценность книги – в целостности рассказа о процессе, преодолевшем уже не одну модификацию.
В статье рассматривается проблема реализации права ребенка на выражение мнения и его взаимосвязь с демократией в России. В первую очередь автор рассматривает соотношение понятий «право на выражение мнения» и «право на участие». Автор рассуждает о том, что может быть сделано для предотвращения дальнейшей «инфантилизации» граждан России. В этой связи рассматриваются культурное восприятие детей, правовое регулирование и практика применения законодательства об участии детей в России.
В работе рассматривается Латиноамериканский регион. Представлен анализ культурных аспектов и правоприменительной практики в области прав человека в странах Латинской Америки. Рассматривается комплекс подходов и вопросов, связанных с латиноамериканским пониманием концепта прав человека.
В брошюре изложена современная концепция прав и свобод человека и гражданина, представлены правовая (международная и национальная) регламентация основных прав человека и механизмы их защиты, особое внимание уделено механизму защиты прав и свобод человека в Европейском суде по правам человека. Кроме того, брошюра содержит описание правозащитных методик на примере мониторинга. Отдельный раздел посвящен международным и национальным механизмам защиты правозащитников.
Брошюра предназначена в первую очередь для слушателей школ по правам человека, а также для правозащитников и студентов по специальности юриспруденция.
Рассматривается история понятия "Права человека", а также его понимание в разных контекстах, в том числе субъективном и объективном. Кроме того, автор задается следующими вопросами: Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально-культурная специфика в их понимании?Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существуетнационально-культурная специфика в их понимании? Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарных/тоталитарных режимов?
При финансовом содействии «Дороги Свободы»
Содержит описание правозащитных методик на примере мониторинга. Предназначена в первую очередь для слушателей школ по правам человека.
Содержит описание правозащитных методик на примере мониторинга. Предназначена в первую очередь для слушателей школ по правам человека.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.