• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Феномен "вестготской симфонии" в 75-ом каноне IV-го Толедского собора 633 г. (к проблеме перехода к средневековой государственности)

В статье на примере 75-го канона IV-го Толедского собора рассматривается порядок т.н. «вестготской симфонии», при котором Церковь получает возможность формировать идеологию и в определенной мере воздействовать на реальность. Участники собора 633 г. постановили, что король должен избираться представителями знати и епископами, что говорит об том, что говорит об их политических притязаниях. В то же время Церковь (в лице наиболее образованных прелатов, в частности, Исидора Севильского и его учеников) мыслит себя защитницей «правильной» королевской власти. Отцы собора сформулировали идеал правителя, которому король вынужден был так или иначе следовать, т.к. в противном случае он мог лишиться поддержки епископата. И напротив, справедливый и милосердный правитель пользовался защитой Церкви: так, преступники, посягнувшие на его жизнь и трон, подвергались анафеме.
Идеи, сформулированные на IV-ом Толедском соборе, получили развитие в своде законов Толедского королевства (Liber Iudiciorum), обнародованном в 654 г.