• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трансформация организационного и профессионального контекста индустрии опросов общественного мнения в России: опыт макро- и микроанализа

Статья обращается к тем изменениям в российской индустрии общественного мнения, которые стали следствием проникновения менеджериалистской идеологии в практику управления компаниями данной отрасли. В первой части статьи главным образом, задействуются объяснительные возможности современной неоинституциональной социологии и реконструирую логику организации отрасли общественного мнения в России. Тезис заключается в том, что, несмотря на различия в генезисе и организационном дизайне сферы маркетинговых исследований и опросов общественного мнения, со временем происходит постепенный изоморфизм: индустрия опросов общественного мнения перенимает стандарты управления и представления данных, принятые в маркетинге. Вторая часть статьи – демонстрация логики менеджериалистской экспансии на примере организационных изменений, произошедших в одной из ведущих российских компаний, специализирующихся в области опросов общественного мнения. Эта часть статьи опирается на личные наблюдения и выполнена в стиле этнографического описания случая. Основная коллизия, рассматриваемая во второй части статьи, – борьба между менеджерами и профессионалами за контроль над трудовым процессом и доминирование в системе организационного управления. В качестве аналитической рамки я использую идеи, высказанные в работах Люка Болтански в соавторстве с Лораном Тевено (2000) и Эв Кьяпелло (2011), а также в работе Аласдера Макинтайра (2000), посвященной критическим исследованиям менеджериализма.