Статья
Практики «открытых инноваций» в России: эмпирическое исследование инновационного поведения предприятий Пермского края
В статье представлены результаты исследования, посвященного анализу влияния межфирменного взаимодействия в сфере НИОКР на показатели финансовой результативности фирм. На основе анализа существующих эмпирических исследований были выделены факторы кооперации и проведен регрессионный и корреляционный анализ для выборки из 401 компаний Пермского края. Результаты показали, что полученные выводы в целом соотносятся с зарубежными и российскими эмпирическими исследованиями. Некоторые факторы кооперации (участие в региональных Бизнес-Ассоциациях, затрат на НИОКР, расположенность в пределах агломерации) на данной выборке оказывают значимое влияние на результативность деятельности компаний. Тем не менее, такой эффект достаточно слаб, а такие показатели как участие в совместных инновационных проектах оказались не значимыми во всех построенных моделях. Быкова Анна Андреевна. Научный сотрудник Лаборатории инвестиционного анализа, преподаватель кафедры экономической теории ПФ ГУ-ВШЭ. Адрес электронной почты: anchen304@mail.ru. Молодчик Мария Анатольевна. Доцент кафедры экономической теории ПФ ГУ-ВШЭ. Адрес электронной почты: molodchikma@dom.raid.ru
В настоящее время успешные деловые альянсы являются важным, решающим и одним из ключевых стратегических компонентов во многих отраслях и областях производства, промышленности и бизнеса. С одной стороны, с помощью стратегических альянсов фирмы могут увеличивать и укреплять конкурентоспособность и рыночную власть, увеличивать эффективность за счет получения доступа к новым или критически важным информационным ресурсам или техническим и технологическим возможностям. Но у данного вопроса есть и другая, обратная сторона медали, а именно: по статистике от 30 до 70% создаваемых альянсов терпят фиаско. Другими словами, созданные альянсы не удовлетворяют целям компаний-учредителей и не предоставляют каких-либо конкурентных или стратегических преимуществ, их успех, а точнее неуспех не оправдывает возлагаемых изначально ожиданий. Важно отметить, что в более 50% случаях, компании, вступившие в альянс, теряли свою стоимость на биржах, а некоторые даже очень быстро. Совокупность изложенных выше фактов приводит к созданию определенного парадокса для фирм. С одной стороны, компании сталкиваются с конкретными и значительными препятствиями для того, чтобы сделать союз слаженным и успешным, а с другой стороны, они должны и обязаны сформировать большее количество союзов, чем прежде до этого, и должны все больше и больше полагаться на них как на средство усиления их конкурентоспособности, успешности и роста. В рамках данной статьи проведен обзор теоретико-методологических аспектов формирования стратегических альянсов и представлены региональные промышленные кластеры Пермского края, как разновидность стратегического альянса.
В монографии рассмотрены модели эффективного межфирменного взаимодействия организаций в инновационном процессе на основе формирования стратегических альянсов и бизнес-групп, ориентированные на ускорение развития региональных инновационных систем. Теоретическая и практическая значимость результатов работы состоит в углублении методических основ и подходов к анализу особенностей стратегических альянсов и бизнес-групп как форм межфирменного взаимодействия в инновационном процессе. Практическая значимость результатов работы определяется возможностью использования выводов и рекомендаций при составлении прогнозов инновационного развития отраслевых и региональных экономических систем, а также при разработке методов повышения эффективности межфирменного взаимодействия в инновационном процессе. Монография предназначена для руководителей наукоемких предприятий, представителей государственного и муниципального управления, отвечающих за развитие регионального инновационного процесса, а также магистрантов, обучающихся по направлению «менеджмент».
Целью бизнеса является создание более высокой ценности, чем у конкурентов. В данной статье мы рассмотрим, каким образом межфирменное взаимодействие позволяет создавать конкурентное преимущество для центральной компании и ее партнеров. В первой части будут рассмотрены участники совместного создания ценности с точки зрения центральной фирмы. Во второй представлена модель интеграции и взаимодействия участников сети при совместном создании ценности. В том числе рассмотрена роль клиента как ключевого участника процесса. Третья часть посвящена рассмотрению межфирменного взаимодействия как важного источника создания ценности. Будут подробно рассмотрены функции создания ценности при межфирменном взаимодействии. Важно отметить, что данные функции используются в качестве метрик для оценки результативности межорганизационных взаимодействий. В четвертой части представлены эмпирические данные по функциям создания ценности в практике российских предприятий.
Перемены, происходящие в инновационной сфере, ставят новые серьезные вызовы перед субъектами инновационной политики. Они вынуждены адаптировать свои стратегии к усиливающейся глобальной конкуренции, которая все в большей степени основывается на знаниях. Повышается необходимость синхронизации разных звеньев инновационного цикла: от коммерческой эксплуатации новых продуктов до долгосрочных инвестиций в радикальные инновации. Появляются новые формы комплементарного взаимодействия между бизнесом и государственным сектором науки. Для ведущих глобальных компаний поставщики сегодня играют беспрецедентно важную роль не только как источники, но и как соавторы инноваций. Как следствие, получила распространение концепция открытых инноваций, позволяющих преодолеть географические, институциональные и дисциплинарные барьеры. Новые подходы к управлению в рамках «парадигмы открытых инноваций» подразумевают ориентацию на результат вне зависимости от места создания инноваций и происхождения вложенных в них ресурсов, оптимизацию всех звеньев инновационного процесса, синхронизацию инновационных стратегий компании и ее внешних партнеров, совместное использование знаний посредством кооперации. Модель открытых инноваций нацелена на извлечение преимуществ из сетевого взаимодействия участниками, разных по масштабу и вида деятельности. В статье анализируется роль государственной политики в открытом инновационном процессе. Авторы приводят общие рекомендации о наборе мер стимулирования инновационной активности в бизнесе и государственном секторе науки. Среди них — усиление связи между фундаментальными и прикладными исследованиями, развитие сетевого взаимодействия, в том числе стратегических коллаборативных проектов, адресная поддержка малых и средних предприятий и т. п.
В данной работе рассматриваются актуальные вопросы применения свободных лицензий на объекты ав- торского права в рамках открытых образовательных ре- сурсов (ООР). На основе сложившейся конъюнктуры выде- ляются три сценария развития ООР в России, из которых наиболее реалистичным представляется сценарий медлен- ного, но уверенного развития ООР в условиях отсутствия каких-либо изменений в нормативно-правовой базе. Так- же рассмотрен потенциал применения ООР в рамках от- крытых инноваций.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.