• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

André: du prédicateur encratite à l’apôtre byzantin

Apocrypha. 2011. Vol. 22. P. 105-114.

Апостол Андрей, о котором Новый Завет сообщает довольно скупо, предстает в Acta Andreae (2 пол. II в.) как проповедник энкратизма, однако в византийскую эпоху акты были переработаны посредством удаления «ереси», но послужили утверждению культа апостола в Патрах на Пелопоннесе. Кроме того, сообщение о переправе Андрея через Босфор было истолковано впоследствии как основание Константинопольской кафедры и дополнено столичными легендами. Помимо этого, Андрей становится героем совместных апокрифических деяний с другими апостолами, имеющих фантастический характер, прежде всего, «Деяний Андрея и Матфия» (нач. IV в.), действие которых с VI в. стало локализоваться на южном берегу Черного моря. Отдельные сведения из всех этих источников стали обобщаться с VI в. в т.н. апостольских списках, а они, в свою очередь, повлияли на Епифания Монаха, написавшего в 815–843 гг. «Житие Андрея» — текст уникального жанра для традиции произведений об апостолах. Это житие, где деятельность апостола разворачивается на территории Византийской империи в границах IX в., породило ряд переработок в IX–XI вв. (Никиты Пафлагона, Симеона Метафраста и др.), а также повлияло на формирование предания о проповеди Андрея у грузин и русских — так Андрей превратился из проповедника энкратизма в апостола Византии и ее мира.