• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Проблемы управления глобальными рисками и возможности «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС

Ларионова М. В., Нагорнов В. А., Рахмангулов М. Р., Шелепов А. В.
Проблемы глобального управления формируют запрос на деятельность многосторонних международных институтов (спрос на глобальное управление), который могут или не могут удовлетворить международные институты (предложение). Приоритеты стран-членов многосторонних институтов также формируют запрос на их деятельность. Потенциал этих институтов по формированию консенсуса и выработке коллективных решений, приемлемых для стран-членов, может быть трансформирован в предложение. Страна-председатель при выработке повестки дня должна сопрягать оба типа спроса (глобальные риски и официальные позиции по ключевым приоритетам глобального управления стран-членов международных форумов)cпотенциалом института, в котором она председательствует, и своими приоритетами, интересами и возможностями; а также располагать сравнительной оценкой эффективности институтов для решения конкретных проблем глобальной повестки дня. Для России, которая будет председательствовать в 2013 году в «Группе двадцати», в 2014 ­­– в «Группе восьми» и в 2015 – в БРИКС, последовательность трех председательств содержит уникальные возможности влияния на глобальные процессы на основе обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов. Существует возможность для формирования инновационной повестки дня трех институтов на основе сравнительного анализа прогнозируемых вызовов глобального управления и потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС. В статье представлена сравнительная оценка возможностей и соответствия миссии «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС задачам преодоления ключевых рисков будущего десятилетия. Для оценки глобальных рисков предстоящего десятилетия были использованы данные докладов «Глобальные риски 2011» и «Глобальные риски 2012» Всемирного экономического форума. Анализ был проведён по пяти кластерам рисков: экономическому, социальному, геополитическому, технологическому и природному, и включал 25 рисков, имеющих наибольший показатель суммы вероятности и влияния. Оценка потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС опиралась на анализ содержания документов и решений, принятых институтами на саммитах и в других форматах. На основе сопоставления полученных результатов были выделены наиболее соответствующие миссии и потенциалу каждого из институтов кластеры рисков. Работа позволила сформировать рекомендации для повестки дня «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС на основе модели спрос – предложение, то есть сопряжения проблем глобального управления (спрос на глобальное управление) и потенциала международных многосторонних институтов (предложение). При подготовке статьи с разрешения Всемирного экономического форума были использованы результаты доклада Инициативы экспертной сети по реагированию на глобальные риски «Глобальные риски 2012». Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.