Статья
Рейтинг журналов по организационной психологии
Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 ноября 2007 г. В четырех частях.
В статье проанализирован учебник «Организационная психология»/Под ред.проф. А.Б.Леоновой, изданный в 2013 году в издательстве «Инфра М». Определены приоритетные направления данной науки, с большей и меньшей степенью полноты изложенные в учебнике. Даны рекомендации относительно потенциальных направлений развития учебника при последующих его переизданиях.
Рассматриваются основные правила подготовки и оформления текста, предназначенного для публикации в научном журнале. Даны рекомендации по выбору названия для статьи, планированию работы, выбору жанра публикации, по содержанию основных разделов текста, редакторской обработке написанного.
В сборнике представлены научные статьи, написанные на основе докладов, сделанных на I Летней психологической школе кафедры организационной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», прошедшей 2-6 июля 2011.
Анализируется корпус зарубежных журналов по социальным и гуманитарным наукам, в которых публикуются российские исследователи, и тематика их статей. Объектом исследования выступают входящие в WoS журналы по четырем дисциплинам: двум социальным (экономика и социология) и двум гуманитарным (история и философия). Наряду с количеством статей и динамикой публикационной активности в 1993–2008 гг. оцениваются качественные характеристики работ российских авторов, в частности их распределение по типам журналов.
В учебнике отражены современные тенденции и новейшие данные, полученные в рамках исследования социальной психологии развития. Анализируются проблемы роли социальных институтов в процессе развития личности в детстве, отрочестве, юности и молодости в контексте возрастных задач социализации. Детально рассматриваются проблематика и основные направления социальной психологии развития как научно-практической области психологической науки. Особое внимание уделено первому тридцатилетию жизни человека как стадиям взросления. Изложены методы диагностической, коррекционной, развивающей работы специалиста в области социальной психологии развития на каждом возрастном этапе. Представлены этические требования к деятельности такого специалиста. Каждая глава учебника сопровождается кратким резюме, списком введенных в ней терминов и понятий, контрольными вопросами и заданиями для проверки и самопроверки усвоения изложенного в главе материала, а также перечнем рекомендуемой литературы, включающим основные фундаментальные работы по теме.
В современном контексте глобализованной науки качество исследований часто ассоциируется с уровнем интернационализации и оценивается при помощи публикаций в ведущих «международных» (то есть англоязычных) журналах. В статье рассматривается случай российской экономической науки с целью показать, что стратегии интернационализации национальных дисциплинарных полей обусловлены, прежде всего, параметрами самого глобального поля экономикс. Анализ российских публикаций по экономике в Web of Science позволяет сделать вывод, что репертуар доступных международных публикационных стратегий российских авторов объективно ограничен в силу особенностей международной системы научной коммуникации в сфере экономической науки. Экономические статьи, написанные авторами из периферийных стран, предназначены в основном для региональных (area studies) периодических изданий. Публикация в ведущих журналах по экономике требует специфической «международной» компетенции, которая приобретается, как правило, в процессе обучения по программам PhD западных университетов, и часто предполагает делокализацию исследовательских предметов и вопросов.
В сборнике представлены научные материалы участников 5 съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», состоявшегося 14 – 18 февраля 2012 года в г. Москве. Статьи посвящены актуальным проблемам современной психологической науки и практики.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.