• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Отечественный рынок продовольствия: как и в чьих интересах проводится импортно-экспортная политика (на примере мясного рынка, рынка зерна и рынка соков)

В последнее время много говорится о защите отечественного производителя. Особенно часто эта риторика используется применительно к аграрному комплексу, что оправдывается его ресурсными возможностями и представлениями потребителей о достоинствах отечественных продуктов питания. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. прямо провозглашает импортозамещение и наращивание экспортных возможностей сельского хозяйства в качестве приоритетных целей развития АПК. Намерения сформулированы и обличены в цифры. Однако в условиях расширения ВТО традиционные меры протекционизма (таможенные пошлины, квоты, и пр.) имеют ограниченное влияние и их эскалация порицается международным сообществом. На их место приходят мало прозрачные институциональные ограничения, зачастую имеющие неформальную природу и де-факто выполняющие задачу протекционистских барьеров. В данной статье мы рассмотрим, как же реально формируются отношения на  отдельных продовольственных рынках, какими мерами и в чьих интересах проводится курс на укрепление позиций отечественных производителей. Мы не рассматриваем весь комплекс мер государственной поддержки отечественного АПК, а фокусируем внимание исключительно на регулировании отношений импорта-экспорта.