Статья
Вторая наука или "Игра в бисер". Семинарское движение в социологии 1960-1970-х годов
В статье Марины Пугачевой «Вторая наука или игра в бисер» делается попытка изучения феномена научных семинаров, широко распространенных в 1960-1970-х годах в общественных науках и, в частности, в социологии.
The ideology of Russian nationalism within the USSR and its development, together with the movements that gave rise to it, appear to have been studied fairly thoroughly. Research began with Mikhail Agurskii’s classic Ideology of National Bolshevism and has been advanced by Andreas Umland, David Brandenberger, Yitzhak Brudny, Nikolai Mitrokhin, Marlène Laruelle, Viktor Shnirel´man, and others. Two aspects of the problem, however, require further investigation: the prerevolutionary roots of the Soviet Union’s nationalist movements and the interrelationship between modernizing and antimodernizing tendencies within those movements.
Both aspects can be addressed by investigating a significant sociocultural movement—the history of the All-Russian Choral Society (Vserossiiskoe khorovoe obshchestvo, VKhO)—which has heretofore been ignored by historians of Russian nationalism in the post-Stalinist period and has hardly been touched upon by social historians of Russia. This neglect can primarily be attributed to scholars’ preoccupation with writers, literary journals, and publishing houses and, somewhat less frequently, with artists and the communities they belonged to. Music has barely been addressed, except for pathbreaking investigations by Laura Olson, Susannah Lockwood Smith, and, for the period prior to Stalin’s death, Marina Frolova-Walker.
In this article I trace the history of the developmental movement for Russian choral singing in the framework of the All-Russian Choral Society, which was founded in 1957, remained in operation until 1987, and was unexpectedly resurrected in 2013. I reconstruct the prerevolutionary genesis of the Society’s guiding principles, their deep transformation under the influence of modernizing and antimodernizing elements in its ideology and institutional praxis, drawing on its organizers’ writings and their biographies. As the sources show, the All-Russian Choral Society should be understood as an aesthetic and sociological project, one that dovetailed with the state’s cultural politics in the late 1950s and early 1960s, drawing from and contributing to them.
В статьях этого сборника рассматривается судьба советского проекта по созданию «нового человека» в послесталинский период. Авторы показывают, что после Сталина проект стал даже актуальнее, чем при Сталине, поскольку советское руководство искало новые механизмы контроля, которыми можно было заменить террор. Это привело к росту роли государства, равно как и к возникновению парадокса: несмотря на усиление давления со стороны государственных институтов, человек послесталинской эпохи стал более творческой и автономной личностью. Данный субъект возник не только по причине отсутствия террора; он являлся и плодом новой конъюнктуры, которая давала дорогу всему новому, неофициальному, незавер- шенному, равно как и юности, самодеятельности, малым литературным жанрам. Среди авторов сборника — ведущие историки, искусствоведы, философы, социологи и литературоведы из Англии, Бельгии, Франции, Канады, США и России.
Сборник подготовлен в честь юбилея Владимира Александровича Ядова - социолога с мировым именем, доктора философских наук, профессора. Он одним из первых вошел в плеяду ученых, которые способствовали возрождению российской социологии в 1960-е годы, и по сей день является ведущим специалистом в этой области.
Издание предназначено для социологов, историков, науковедов, а также широкого круга читателей, интересующихся социально-гуманитарной тематикой.
Представлена широкая историческая реконструкция повседневной жизни советской провинции в 1950-е годы. На основании разнообразных источников восстановлены ключевые изменения жизненного мира советского человека эпохи "оттепели".
Статья посвящена забытому ныне произведению детской литературы середины 1950-х годов – повести Макса Бременера «Пусть не сошлось с ответом!». Восстанавливая на архивных источниках исторический контекст создания и рецепции повести, автор приходит к выводу о том, что это произведение возникло как ответ на дискуссии о «правде и лжи» в детской литературе, развернувшиеся в центральной прессе конце 1953 года —1954 году. Бременер очень чутко отреагировал на социальный запрос, возникший и в писательских кругах, и среди широкой читательской аудитории. Автор «Пусть не сошлось с ответом!» радикально трансформирует жанр школьной повести, но не находит устойчивой жанровой формы для острого социально-критического произведения о кризисе советской школы. Тем не менее, повесть дает интересный материал для размышлений о проблемах современного российского образования.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.