• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве

Цель статьи – проследить четкую линию преемственности от иконы к абстракции русского Авангарда.
Линия восточнохристианского (а точнее, поздневизантийского и русского понимания образа) была
прочерчена: от богословия Григория Паламы к Феофану Греку, через служение Сергия Радонежского к
Андрею Рублеву, далее - к авангардистам Михаилу Ларионову, Казимиру Малевичу, философу Павлу
Флоренскому и другим. Эту линию условно можно назвать катафатической, ибо она связана с отличным от
западной теории образа пониманием присутствия Бога. Мы показали, что западное понимание образа
связано с понятием отсутствия на примере французской феноменологии. Метафизический реализм является
исходной точкой развития линии русского искусства. Понимание этой линии от иконы к авангарду поможет
объяснить основы художников-авангардистов, получившие отражение в их картинах, манифестах и теории.
В этом ракурсе мы рассматриваем лучизм Ларионова и теорию супрематизм Малевича.