Статья
Англо-валлийские отношения в XIV веке. Движение Овайна Логоха
Статья посвящена событиям антианглийского движения XIV века, главой которого стал наследник гвинедской династии Овайн ап Томас ап Родри, оставивший заметный след в развитии валлийской пророческой традиции.
Статья посвящена развитию легендарной традиции Уэльса в период первой консолидации валлийских принцев, ее взаимосвязи с раннесредневековыми поэтическими произведениями и вопросам складывания валлийкой политической мифологии.
Монография посвящена сравнительному исследованию основных компонентов немецкого и российского консерватизма конца XVIII - начала XX вв. Сравнению подвергаются особенности консервативного мышления и мировоззрения в двух странах, а также характерные черты российского и германского реформизма. Показано, что консерватизм России и Германии обладал целым рядом внутренних противоречий, которые не позволили этому направлению стать по-настоящему значимым компонентом общественно-политической жизни обеих стран в начале XX в.
В сборнике представлены статьи разных авторов, которые были представлены на конференции "Литература и идеология", проходившей в июне 2015 года в рамках ежегодных Андреевских чтений в МГУ.
Общественное сознание – одна из тех сфер, где перемены, произошедшие за последние два десятилетия, наиболее очевидны: сегодняшнее российское общество разительно отличается от советского, в котором усилия «строителей коммунизма» направлялись одной «единственно верной» идеологией, внедрявшейся усилиями огромного партийно-государственного аппарата. Наличие идеологического плюрализма в постсоветской России не вызывает сомнения. Но насколько он «эффективен»? Можно ли говорить о развитии в постсоветской России демократической публичной сферы, где артикулируются для широкой публики, оспариваются и отстаиваются альтернативные политические проекты и где под влиянием этого соперничества формируется общественное мнение? Автор считает, что имеет смысл рассматривать эволюцию пространства политических идей в постсоветской России как составную часть более широкого процесса трансформации публичной сферы, поскольку динамика производства, распространения и конкуренции политических идей в постсоветской России имела собственные закономерности, изучение которых позволяет лучше понимать не только эволюцию символического пространства политики, но и особенности и перспективы развития политической системы в целом.
Трампизм гораздо шире политической фигуры Трампа и не привязан напрямую к его текущим политическим действиям. При этом вопрос о том, удастся ли лично Дональду Трампу сдержать натиск старого вашингтонского истеблишмента и не свернуть с пути своей предвыборной платформы, является для данной темы вторичным и не столь важным. Гораздо более значимо то, что глобальная политическая волна, вызванная электоральным успехом Трампа, сформировала принципиально новую идеологию и даже новую систему ценностей.
События 2016–2017 годов резко изменили расклад политических сил на Западе и в мире. Успех референдума по выходу Великобритании из ЕС, сенсационная победа Дональда Трампа на выборах президента США, атмосфера «последнего боя» у «края пропасти» на президентских выборах во Франции, резкое усиление правонационалистического курса властей в Польше, Венгрии и ряде других стран Центральной Европы – всё это поставило «правый поворот» от сложившегося неолиберального мейнстрима (и реакцию на него) в фокус глобального внимания.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.