• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

КИТАЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

Статья посвящена комплексному анализу современных отношений КНР и Турции, которым в августе этого года исполняется 50 лет. В статье подробно на базе источников на китайском, турецком, а также русском и английском языках рассматриваются такие аспекты текущего взаимодействия двух стран, как политические отношения, двусторонняя торговля, инвестиционная политика, включая характеристику конкретных сфер приложения китайских инвестиций, военное сотрудничество (и вопросы конкуренции в данной области). Отдельно рассматриваются изменения в официальной позиции Турции по уйгурскому вопросу, на протяжении долгого времени являвшемуся главным источником напряженности в отношениях между Пекином и Анкарой. В ожидании выгод от сотрудничества с КНР в виде капиталовложений и кредитов, которые бы могли поспособствовать “менее болезненному” в трактовке Анкары решению существующих в Турции экономических проблем, турецкое руководство смягчило риторику в отношении указанной проблемы. Однако, как выяснилось, в попытках контролировать позицию по данному вопросу, официальная власть в Анкаре испытывает давление также и внутри страны. Кроме того, внимание уделено сходству и различию в интересах сторон на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, в Европе и других регионах. Предпринята попытка определить возможное наполнение сотрудничества Турции и Китая на Ближнем Востоке в контексте растущей заинтересованности КНР в присутствии в данном регионе, тем более в период восстановительных работ по завершении конфликта в Сирии. В статье делается вывод, что несмотря на усиление антизападной риторики Турции после попытки военного переворота в 2016 г. и декларируемый турецким руководством “поворот на Восток”, Китай ныне, да и в ближайшей перспективе, не может заменить Турции Запад в качестве основного стратегического партнера. Тем не менее, турецко-китайское сотрудничество позволяет Анкаре диверсифицировать экономические связи для поддержания внутреннего развития страны и проводить относительно независимую и самостоятельную международную политику.