?
Социальные представления студентов об эмиграции и эмигранте
Выявлены и проанализированы структура и содержание социальных представлений об эмиграции и эмигранте у студентов. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке, состоящей из 255 человек в возрасте от 17 до 24 лет (53% девушек и 47% юношей), студентов четырех крупных вузов г. Смоленска. Выбор региона обусловлен его приграничным положением и невысокими показателями социально-экономического развития. Методами были: анкетирование с использованием метода свободных словесных ассоциаций для определения содержания и структуры социальных представлений студентов об эмиграции, открытого вопроса для выявления содержания социальных представлений студенчества об эмигранте, открытых и закрытых вопросов для выявления социально-демографических показателей респондентов. Данные обрабатывались с помощью прототипического анализа (по П. Вержесу) и контент-анализа. Выявлено соответствие ядерных компонентов социальных представлений студентов об эмиграции основным элементам научного определения данного феномена. Согласно содержанию периферической системы, в представлениях студентов-смолян присутствуют три контекста рассмотрения феномена эмиграции: два из них отражают представления о нем как о вынужденной форме поведения с превалирующим европейским направлением движения, а один – ее добровольный характер как поведения, предоставляющего дополнительные возможности и перспективы. Последнее может являться предиктором формирования эмиграционных намерений у молодежи. Образ эмигранта в сознании большинства респондентов имеет позитивные черты, что несет в себе дополнительные риски в плане вероятного распространения эмиграционных намерений в студенческой среде.