• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Выделение промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей: пример текстильной отрасли

Управленец. 2021. Т. 12. № 4. С. 59-74.
Валитова Л. А., Шарко Е. Р., Шерешева М. Ю.

Идентификация промышленных кластеров, которые создаются и функционируют на основе формальных и неформальных связей, является актуальной исследовательской задачей. В статье обозначена проблема ограниченности существующих подходов к решению данной задачи, проанализированы недостатки метода выделения вертикально организованных структур на базе технологических связей и территориальной близости предприятий, потенциально составляющих кластер, и предложен метод выделения промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей. Методологической базой исследования послужили новая институциональная экономическая теория, а также теоретические положения формирования и развития кластеров, промышленных районов и других территориально-отраслевых структур. Использованы методы анализа, синтеза, классификации, бинарных связей. Предложенный авторами метод выделения промышленных кластеров апробирован на примере текстильного кластера Ивановской области. Результаты исследования подтверждают, что авторский подход к идентификации промышленного кластера позволяет определять состав предприятий – участников кластера, дает основу для анализа вертикальных и горизонтальных связей между ними с учетом информации о контрагентах. Это выступает основой для изучения причин и истоков зарождения кластера, включая мотивацию участников, драйверы и барьеры участия в кластере, особенности управления и координации совместной деятельности, наличие особых синергетических эффектов для участников кластера, взгляд на стратегию его развития. Предложенный подход может быть применен в отношении других регионов РФ и целого ряда других отраслей.