• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Геокультурное пространство Арктики: визуализация ландшафтов и онтологические модели воображения

Геокультурное пространство любого региона формируется в результа-
те взаимодействия двух слабо отделимых друг от друга элементов – гео-
культур, развивающихся на данной территории, и культурных ландшаф-
тов. Полноценное развитие геокультурного пространства предполагает
формирование уникальной онтологии воображения, создающей когни-
тивный «фундамент» для построения соответствующих моделей. Онтоло-
гические модели воображения характеризуют возможности расширенной
репрезентации и интерпретации культурных ландшафтов какого-либо
региона. Визуальность культурного ландшафта представляет собой слож-
ное образование, в котором зрительные реакции и рефлексии оказываются
результатом множественного воображения – одновременно и личностно-
го, и группового. Геокультурное пространство Арктики в его визуально-
дискурсивном измерении является сложным, поскольку традиция «ко-
лониального взгляда» вкупе с тенденцией к анализу постколониальных
практик и к деколонизации различных арктических дискурсов создаёт
амбивалентное дискурсивное поле актуальных визуальных практик и по-
литик. Экзистенциальная ситуация постэкзотизма, типологически харак-
терная для арктических регионов, является полем онтологизации множе-
ственных визуальных практик, закрепляющих ризоматические процедуры
геокультурных различений. В результате полевого исследования при-
брежных территорий Северо-Восточной Чукотки были выделены наибо-
лее визуально интенсивные ключевые ландшафтные ассамбляжи: 1) мор-
ской охоты; 2) традиционных праздников морских охотников; 3) «перво-
зданной» природы. Ландшафтные ассамбляжи репрезентируются теми
или иными визуальными диспозитивами. Под визуальными диспозитива-
ми понимаются устойчиво воспроизводящиеся и феноменологически
фиксируемые визуальные ландшафтные (геокультурные) образы, характе-
ризующие специфику определённых ландшафтных ассамбляжей. В ре-
зультате проведённого исследования выделено пять ключевых визуальных
диспозитивов, обусловливающих специфические формы воспроизводства
и развития как самих геокультур, так и соответствующих культурных
ландшафтов данных территорий: 1) диспозитив морских охотников, наи-
более пограничный и фрактальный; 2) диспозитив праздников традици-
онной культуры морских охотников; 3) диспозитив разрушения и руини-
рования, связанный как с экстремальными природными условиями регио-
49
Д. Н. Замятин. Геокультурное пространство Арктики: визуализация ландшафтов
на, так и с эпохой советского и постсоветского развития; 4) диспозитив
«природного», «первозданного» пространства, связанный с низкой освоен-
ностью территории; и 5) диспозитив мультинатурализма, проявляющийся
в особенностях визуальных сред чукотских поселений (сел, поселков город-
ского типа, небольшого города). Эти диспозитивы, переплетаясь и взаимо-
действуя между собой, создают множественные, постоянно трансформиру-
ющиеся ландшафтные ассамбляжи. В рамках представленных визуальных
диспозитивов формируются феномены арктического постэкзотизма и вну-
треннего экзотизма, фиксирующие невозможность возвращения к доколо-
ниальной «ландшафтной оптике».