• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Имманентная трансценденция в философии Запада и Китая

Вопросы философии. 2021. № 5. С. 169-181.

Обращение к имманентному началу опыта и знания – одна из важных вех современной

эволюции философии. Оно натолкнулось на серьезные трудности. Оказалось, что

имманентность практически невозможно выявить в чистом виде, а в соединении с

трансцендентным началом она может служить тоталитарной идеологии. Философия Китая

содержит целостную и жизнеспособную концепцию имманенции, которая обосновывается

жизненным аффектом и его творческим потенциалом. Эта имманенция представлена

процессом мировых превращений, трансцендентна по отношению к опыту и мысли, но

постигается не трансцендентными структурами мышления, а посредством «оставления

себя» как усилия нравственного совершенствования и духовного просветления, по

природе сверхиндивидуального. Не имея четкого теоретического оформления, она

отличается прагматической ориентацией, совмещающей коммуникацию и стратегию,

ценности этические, эстетические и прагматические. В статье исследуются различные

аспекты понимания имманентности в китайской мысли, а также его последствия для

китайской культуры, главным образом, проблема свободы и творчества в общественной

практике. Отмечается важность поворота к имманенции для формирования глобальной по

своим масштабам и призванию философии.