• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Как изменился доступ к госзаказам для промышленных предприятий после кризиса 2014–2015 годов?

В данной работе на основе двух опросов предприятий обрабатывающей промышленности 2014 года и 2018 года мы проанализировали характеристики предприятий, получавших государственные заказы, а также динамику изменений в доступе к госзаказам после ужесточения внешних условий для российской экономики на фоне международных санкций и кризиса 2014-2015 гг. Проведенный анализ показал, что в 2016-2017 гг. в обрабатывающей промышленности госзаказы имели практически половина (45%) крупных и треть средних фирм. Однако среди малых фирм, принявших участие в опросе, только 22% получали госзаказы, несмотря на декларированную политику поддержки малого предпринимательства. В отличие от 2013 года, в посткризисный период не было выявлено существенных различий в доступе к госзаказу для предприятий с государственным участием и без него. Наряду с этим государство стало предъявлять больше требований к раскрытию предприятиями информации о структуре собственности. Членство в бизнес-ассоциациях давало преимущества в доступе к госзаказам для средних и крупных предприятий, но этот эффект отсутствовал для малых фирм. В целом на фоне международных санкций и кризиса 2014-2015 гг. для всех типов предприятий в посткризисный период сохранилась схема взаимодополнения прямых и косвенных инструментов государственной поддержки, а для малых предприятий более выраженными стали проявления «модели обменов» между властью и бизнесом, то есть чаще получали госзаказы малые предприятия, которые оказывали помощь региональным и местным властям в социальном развитии региона.