• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

From Roadside Picnic (the Strugatsky Brothers) to Stalker (Tarkovsky): a Work of Adaptation

Communications. Media. Design. 2020. Vol. 5. No. 4. P. 137-151.
Milenic Z., Lapina-Kratasyuk E.

В нашей статье мы сравниваем текст повести «Пикник на обочине» братьев А. и Б.   Стругацких   с   несколькими версиями   сценария,   написанного   этимиписателями для фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Наша цель — выявитьнекоторые  черты  уникального  авторского  подхода  А.  Тарковского,  которыйпозволил  с    помощью  адаптации  литературного  текста в  фильм  выработатьоригинальный кинематографический инвариант  жанра  научной  фантастики. Несмотря на то, что Стругацкие являются авторами сценария «Сталкера», этотфильм  (который  фактически  был  снят  дважды,  т.  к.  первый вариант оказалсяиспорчен из-за   технических  проблем)   значительно   отличается   от   повести сюжетом, именами и функциями персонажей, местом и   временем действия и т. п., А.  Тарковский  фактически  является соавтором  итоговой    версии сценария,хотя  его  имя  не  указано  среди  сценаристов.  Созданный  по  мотивам научно-фантастической  повести,  «Сталкер»  не  укладывается  в  рамки  жанра НФ,  но  и определение этого фильмакакпритчи невполнеобъясняетегохудожественные особенности. В «Сталкере», последнем фильме, созданном А. Тарковским в  СССР,  работа  над  адаптацией  вытеснена  сложной и подчасмучительной «работой адаптации» — созданием авторской версии артхаусногокино