Статья
THE CATEGORICAL SYSTEM OF PSYCHOLOGY. AN EXPERIENCE OF CONSTRUCTING A THEORY OF THEORIES IN PSYCHOLOGY
For decades, Soviet psychologists were engaged in the search for the cell (unit) of the psyche. The idea to transfer the ‘goods’ (the classical cell of the political economy of Marxism) into the sphere of psychological constructions seemed tempting. During the subsequent critical review, each of these “cells” has never emerged as the sole creator of the mental. The paper proposes a dif- ferent interpretation of the mental world: it is formed not by a single “cell” in its development, but by a complex, multi-stage, internally connected, but qualitatively specific system of cate- gories that finds sources for the development and internal organization in nature and society. The categories were inentified that form pleiads and clusters in theoretical psychology, the “theory of theories”, in which psychology reflects itself. The pleiade of the categories of natural causality indicates phenomena that can be documented by objective methods, “from the outside” (bio- physical data). The pleiade of protopsychological categories contains noumena (intelligible enti- ties). A pleiade of basic psychological categories refers to phenomena that are available for introspection. The pleiade of metapsychological categories contains ideas (unity of the thought and the conceivable, self-fulfilling representations). The pleiade of extrapsychological categories are controversies (discretions that instigate a diverse reinterpretation of existence and the mutu- al criticism of ideas about it by different researchers). Each of the clusters of categories reflects a fundamental dimension of human existence. Such are substantiality (organism, being, subject, the I, personality); orientation (deficit, need, motive, value, ideal); activity (metabolism, reflex, action, оbject activity, freedom); cognitivity (signal, sensation, image, consciousness, mind); bias (selectivity, affectivity, experience, feeling, meaning); co-being (synergy, coexistence, interac- tion, communication, involvement); and reality (environment, field, situation, objectness, world). There are different logical mechanisms of the horizontal (pleiades) and vertical (clusters) integration of the categories inherent to the process of their theoretical synthesis, which reflects the logic of the phylo-, socio- and ontogenesis of human beings in their becoming and development.
В статье проводится мысль о том, что культурные и индивидуальные ценности связаны друг с другом не прямо, а через сознание и деятельность, что предполагает целостное единство культурно-исторического и деятельностного методологических подходов в психологических исследованиях. Деятельность оказывает решающее влияние на формирование сознания и личности: она лежит в их основании. В культурно-историческом подходе таким основанием, своего рода единицей анализа сознания и личности, является ценностно ориентированное переживание. Необходимость интеграции деятельностного и культурно-исторического подходов лежит в целостной онтологии психики, поведения, деятельности, переживания, смысла, сознания, личности, культуры и ее ценностей.
Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и образ. Благодаря такому строению действие, образ и слово столь же те- лесны, сколь и духовны. Игра их внешних и внутренних форм переносится на взаимоотношения духа, души и тела. Утверждается, что подобный тип рассуждения может быть полезен для психотерапевтических практик.
The reflection diagnostic technique is based on long-term fundamental theoretical and methodological researches of Russian psychologists. A new approach to reflection diagnostics is focused on the study of reflexivity mechanisms within the structure of activity. The reflection is considered as the process of person’s consciousness of the means and ways of his/her activity, and of the causes of its successes or failures. By reflection it becomes possible to reproduce past experience, to get the experience and to turn it into the way to act in problem situation.
The assessment of the reflexivity mechanisms quality in activity processes enables to understand the activity as it is processing, to enhance its productivity, to minimize expenditure of time and efforts in life and professional task solving. The technic is based on ideas of subject-activity approach developed by such Russian psychologists as Rubinstein S.L., Abulkhanova K.A. and Brushlinsky V.A., and the psychological model of functional activity system developed by Shadrikov V.D. In keeping with this model the following indices of reflection have been identified:
degree of basic need and motive of activity, action and deed awareness (the awareness of what is person actually wants); character of activity, action and deed goal (the presence of clear image of expected result); assessment of extrinsic and intrinsic motive of activity, action and deed; decision-making in activity, action and deed preformation; program (plan) of activity, action and deed; fulfillment of activity, action and deed; assessment of activity, action and deed progress results; qualitative and quantitative descriptions of achieved final result.The reflection diagnostic technique is a questionnaire that consists of 56 closed questions. The questions are structured according to sequentially solved tasks of activity. The in-depth analysis is implemented by series of open questions. The technic is oriented to adult from 16 to 65 years old.
В книге представлен политико-экономический анализ преобразова- ний в России последних десятилетий, в центре которого находится роль пяти «И» — идей, интересов, исторического пути, институтов и иллю- зий. Российские экономические реформы представляют собой сложный комплекс процессов, включающих как продвижение вперед, так и вре- менный откат назад, связанный не только с действиями политических лидеров, но и с объективными обстоятельствами. Во время проведения реформ происходит взаимное влияние новых радикальных идей, про- двигаемых интеллектуальными и политическими элитами, экономиче- ских интересов, которые отстаивают различные группы влияния, и ин- ститутов (правил игры), возникающих под воздействием этих идей и интересов. Ключевые группы интересов, в свою очередь, формируют- ся не случайно, а под воздействием специфики исторического пути страны. И, наконец, на экономическое развитие серьезным образом вли- яют также иллюзии, испытываемые обществом, не удовлетворенным тем, как развивается экономика и какова динамика реальных доходов.
Статья посвящена такой интересной и неоднозначной категории перевода, как реалия. Перевод реалий - часть большой и важной проблемы передачи национального и исторического своеобразия, которая восходит к самому зарождению теории перевода как самостоятельной дисциплины. Основным требованием к полноценному переводу является знание переводчиком реалий или конкретных условий жизни и быта страны, с языка которой производится перевод. Одна из главных задач переводчика заключается в максимально полной передаче содержания оригинала. Различия в системах языка оригинала и языка перевода и особенностях создания текстов на каждом из этих языков в разной степени могут ограничивать возможность полного сохранения в переводе содержания оригинала. Задача переводчика - как можно полнее извлечь содержащуюся в оригинальном тексте информацию, для чего он должен обладать фоновыми знаниями, которыми располагают «носители» исходного языка. Поэтому успешное выполнение функций переводчика предполагает всестороннее знакомство с историей, культурой, литературой, обычаями, современной жизнью и прочими реалиями народа, говорящего на исходном языке. Иными словами, основным требованием к полноценному переводу является знание переводчиком реалий или конкретных условий жизни и быта страны, с языка которой производится перевод.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.