Статья
Book Review: Sergey Davydov (Ed.) Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020, 298 pp.
This book provides a comprehensive analysis of the ways in which new media technologies have shaped language and communication in contemporary Russia. It traces the development of the Russian-language internet (Runet) from late-Soviet cybernetics to the advent of Twitter and explores the evolution of web-based communication practices, showing how they have both shaped and been shaped by social, political, linguistic and literary realities. Throughout the volume, leading Runet scholars draw attention to features and trends that are characteristic of global new media, as well as those that are more specific to Russian media culture.
В статье «Современный русский национализм в зеркале рунета» приходит к выводу, что за последнее время обострилось идеологическое размежевание не только между условными левыми, либералами, националистами и провластными традиционалистами, но и внутри каждой из этих групп. Одним из примеров внутригруппового размежевания, естественно, служит случай Навального, национализм которого вызывал весьма горячие споры внутри либерального лагеря.
По состоянию на 2018 год интернет в качестве исследователь ского объекта напоминает подростка, который уже обрёл самостоятельность и понимает, что взаимодействует с дру гими, но хочет решительно изменить всю систему, чтобы найти в ней ме сто. По крайней мере, именно такое впечатление об интернете— как о не уклюжем, толком непонятом, но ам бициозном объекте, возникает, когда читаешь материалы, посвящённые столкновению классических подходов социальных наук и исследований, свя занных с интернетом. В этом номере журнала Мониторинг общественного мнения мы предлагаем посмотреть на разные сценарии взаимодействия интернет-исследований и классиче ских подходов социальных наук. Наш фокус— не на методологии (это отдель ная и важная тема), а на интернете как объекте и проблеме. Мы обратимся к интернет-исследованиям, которые как международно признанная меж дисциплинарная область, аккумули руют знание, связанное с интернетом как социальным явлением. В роли социальных наук в данном случае— социология и антропология. Вместе с ними интернетом занимаются другие междисциплинарные направления— медиа-исследования, исследования науки и технологий (STS), социальная география и так далее.
Рассматриваются вопросы функционирования системы непрерывной консультационной и методической поддержки педагогов по работе в социальных сетях и профессиональных образовательных сообществах, использования в педагогической практике современных информационных технологий и цифровых учебных материалов нового поколения.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.
Статья посвящена проблеме коммуникативных особенностей конструктивной структуры шрифтовой айдентики в сфере брендинга городов. Данная проблема рассматривается в рамках нелинейности визуального сообщения на основе типологии, сравнительного и структурного анализа шрифтовой айдентики городов мира. В статье анализируется бренд-идентификация города Мурманск (2015 г.) с применением качественных методов исследования: экспертного интервью с дизайн-разработчиком айдентики Мурманска.
Настоящий учебник предназначен для изучения базовых представлений о процессах функционирования различных типов текстов, создаваемых или размещаемых в современных медиа. Учебник знакомит с теоретическими исследованиями текстов и деятельности по созданию текстов, рассматривает роль текстов в формировании внутреннего мира и жизненного пространства современного человека. Много внимания уделено описанию особенностей медиатекстов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Журналистика», «Связи с общественностью», «Политология», «Социология», а также для широкого круга читателей.
Словарь-справочник в форме тезауруса реализует научно-практическую цель помочь специалистам в сфере детства в их деятельности и восполнить недостаточность знаний об инновациях современного детства в жизни и научных концепциях. В создании тезауруса участвовали представители разных наук, при этом связующей дисциплиной для реализации междисциплинарности и метапредметности выступала социология детства. Для профессионалов-практиков, исследователей, а также для студентов, изучающих проблемы детства в смежных областях социологического, психологического, философского, педагогического, культурологического, политологического, исторического и др. знания. Издание осуществлено в рамках проекта, поддержанного РФФИ 16-06-00792-ОГН\18.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.