?
Конституционные реформы в России: содержание, направления и способы осуществления
По прошествии четверти века со времени принятия Конституции РФ 1993 г. вопрос о результатах
и перспективах конституционной трансформации не снят с повестки дня. Для одних Конституция
означает фундаментальный разрыв с коммунистическим прошлым и создание правовых основ
движения российского общества к демократии и правовому государству, для других – именно
Конституция несет ответственность за возобладавший авторитарный тренд и растущую стагнацию
экономического, социального и политического развития.
Позиция автора настоящего текста оказывается ровно посредине между этими крайними точ-
ками зрения: Конституция, действительно, сыграла переломную роль в движении России к демо-
кратии, заложив основные принципы гражданского общества и правового государства, и в этом
отношении сохраняет непреходящее значение. Но это не значит, что она должна быть совершенно
недоступна для изменений, особенно с учетом истекшего времени, негативного опыта авторитар-
ной трансформации политического режима, уже внесенных поправок (2008 и 2014 гг.) и текущих
задач демократического движения. Суть необходимых изменений – вернуть конституционным
принципам их первоначальный демократический смысл, отказавшись от избыточной концентрации
президентской власти, результатов законодательных контрреформ и деформаций в правоприме-
нительной практике.
Этим объясняется масштаб предлагаемых корректировок: одна их часть, направленная
на установление аутентичной модели смешанной (президентско-парламентской) формы (системы)
правления, предполагает внесение изменений в текст Конституции – поправок, регулирующих
отношения по линии разделения властей и перераспределения их полномочий; другая – направ лена на преобразование конституционного строя без изменений текста Конституции – по линии
законодательных реформ, судебного толкования и политики права; третья – включает инсти-
туциональные реформы. В общественном развитии не все зависит от правовых норм – следует
оставить место политической импровизации и практике.
В своей совокупности эти корректировки позволяют уйти от двух крайностей – конститу-
ционной стагнации (тяготеющей к бюрократической асфиксии) и конституционного популизма
(тяготеющего к дестабилизации политической системы). В своей практической деятельно-
сти по трансформации политического режима оппозиции следует помнить известную максиму,
неоднократно подтвержденную опытом: радикализм конституционных предложений тем больше,
чем партия дальше от власти, но ситуация в корне меняется по мере приближения к ней. В разделе
Post Scriptum автор анализирует весь блок поправок, предложенных Президентом РФ в начале
2020 г., для выяснения их вклада и потенциального влияния на трансформацию установленной
конституционной и политической системы России.