• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика

Козырева П. М., Смирнов А. И.

В работе прослеживаются изменения, которые произошли за последние два десятилетия в практике предоставления социальных гарантий и льгот работникам на российских предприятиях. Анализ основывается на данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». Данный мониторинг позволяет проследить, как менялась система социальных гарантий и льгот на российских предприятиях. Но при этом присутствует понятная ограниченность изысканий, обусловленная структурой и содержанием инструментария, в частности тем фактом, что вопрос о предоставлении социальных льгот включался не во все волны обследования. Показано, что несмотря на позитивные сдвиги в области обеспечения социально-экономических прав россиян, значительным остается число граждан, которые не могут пользоваться по месту работы обязательными социальными гарантиями, установленными законом. Кроме того, в кризисных условиях даже благополучные предприятия вынуждены идти на сокращение перечня и объема социальных благ и услуг, которыми обеспечивается персонал дополнительно к обязательным социальным гарантиям. Охват работников такими гарантиями шире в сельской местности, тогда как возможности получения дополнительных льгот и услуг выше у персонала городских предприятий. Анализ различных аспектов дифференциации уровня обеспеченности работников социальными гарантиями и льготами по месту работы (между предприятиями разных типов и видов, профессиональными группами) выявил повышение нестабильности в оказании многих видов дополнительных социальных услуг и рост неравенства в возможностях доступа к ним на предприятиях. Различные формы социальной поддержки активнее используются на государственных предприятиях, чем на частных. При этом дополнительными социальными льготами лучше других обеспечиваются руководители, специалисты высшего и среднего уровня квалификации, а хуже всех – неквалифицированные рабочие, т. е. работники с самой низкой заработной платой. В условиях дефицита высококвалифицированной рабочей силы обеспечение сотрудников дополнительными социальными благами и услугами частично помогает решать проблему укомплектования высокотехнологичных рабочих мест специалистами с современными компетенциями, тем самым только обостряя проблему социального неравенства.