?
Право на авторство до эпохи авторского права. Западная Европа XII—XIII вв.
В медиевистике и в общем литературоведении распространено мнение о том, что средневековый автор почти не сознавал своей оригинальности и редко претендовал на то, что сегодня мы назовем по привычке «авторским правом». Знакомство с реальным развитием словесности центральных столетий Средневековья показывает, что вопрос об авторстве, авторитете, анонимности и правах писателя или поэта на собственное творение выходит далеко за рамки литературоведения, медиевистики или истории права. В статье предпринята попытка взглянуть на средневековую «ситуацию авторства» (Аверинцев) сквозь призму различного рода письменных источников на латыни, старофранцузском и староитальянском. Среди них и признанные шедевры позднесредневековой литературы, «Роман о Розе» и «Комедия» Данте, и такой специфический школьный жанр, как accessus ad auctores, «введение в изучение авторов», в частности, наиболее оригинальный из них: «Диалог об авторах» Конрада из Хирзау, написанный в 1130-х годах.