Статья
Право на авторство до эпохи авторского права. Западная Европа XII—XIII вв.
В медиевистике и в общем литературоведении распространено мнение о том, что средневековый автор почти не сознавал своей оригинальности и редко претендовал на то, что сегодня мы назовем по привычке «авторским правом». Знакомство с реальным развитием словесности центральных столетий Средневековья показывает, что вопрос об авторстве, авторитете, анонимности и правах писателя или поэта на собственное творение выходит далеко за рамки литературоведения, медиевистики или истории права. В статье предпринята попытка взглянуть на средневековую «ситуацию авторства» (Аверинцев) сквозь призму различного рода письменных источников на латыни, старофранцузском и староитальянском. Среди них и признанные шедевры позднесредневековой литературы, «Роман о Розе» и «Комедия» Данте, и такой специфический школьный жанр, как accessus ad auctores, «введение в изучение авторов», в частности, наиболее оригинальный из них: «Диалог об авторах» Конрада из Хирзау, написанный в 1130-х годах.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
В настоящее время в российской экономике появляются новые профессии и сферы деятельности, которые являются результатом развития рыночных отношений. Это создает проблему научного описания профессий и практической разработки методов отбора и подготовки кадров. Важно знать какие именно профессиональные важные качества сотрудников и руководителей, как правило, молодого возраста, необходимы для успешной работы в новых производственных сферах. Важно также знать, на основе каких именно характеристик могут быть разработаны необходимые для практики профессиограммы и психограммы. Сегодня, однако, чувствуется явный недостаток именно в таких исследованиях и разработках (Исследование проводилось в 2010 году при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 10-06-00092а по теме: «Психологическая эффективность маркетинговых коммуникаций в динамичных социально-экономических условиях современной России».
Наряду с «властью», «авторитет» представляет собой одно из наиболее значимых понятий политической и социальной философии. И вроде бы мы знаем, в каких контекстах оно используется и что оно значит. Но при этом оно остается слабо проработанным, а его история, по сути дела, не написана. Данная книга является попыткой определить границы этого понятия. В ней ставятся вопросы о том, что такое авторитет, как авторитет соотносится с властью, моралью, политикой и правом. Среди героев книги много знаменитых мыслителей, от Цицерона до Ханны Арендт, но главный ее герой, безусловно, — само понятие «авторитет» во всей своей неопределенности и многозначности. В книге читатель найдет ответы на многие важные вопросы. В чем тайна влияния одного человека на другого? Каковы механизмы подчинения? Как возникает понятие «авторитет», и как оно трансформируется? Об этом читайте в книге ведущего научного сотрудника Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Александра Марея.
В настоящее время в российской экономике появляются новые профессии и сферы деятельности, которые являются результатом развития рыночных отношений. Это создает проблему научного описания профессий и практической разработки методов отбора и подготовки кадров. Важно знать какие именно профессиональные важные качества сотрудников и руководителей, как правило, молодого возраста, необходимы для успешной работы в новых производственных сферах. Важно также знать, на основе каких именно характеристик могут быть разработаны необходимые для практики профессиограммы и психограммы. Сегодня, однако, чувствуется явный недостаток именно в таких исследованиях и разработках (Исследование проводилось в 2010 году при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 10-06-00092а по теме: «Психологическая эффективность маркетинговых коммуникаций в динамичных социально-экономических условиях современной России».
Движения протеста стали у нас предметом политических дискуссий. Требуется их теоретическое осмысление. В статье предлагается не столько набор новых понятий, сколько переосмысление, переопределение старых. К ним относятся понятие политического, коллективного действия, авторитета, гомогенности, полицейского государства.
На протяжении всего советского периода традиции русской музыкальной классики будут удерживать прочные позиции, принимая формы художественного академизма, социалистического реализма, эстетического традиционализма. В высших своих проявлениях отличительной чертой музыкального творчества станет понимание искусства как духовно-философской рефлексии. Рефлексирующее сознание композитора откроет путь к искомому синтезу – поиску нового языка с опорой на предшествующую культурную традицию.
Представлен анализ рассуждений А.С. Макаренко о воспитании и об авторитете.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.