Статья
Революционное воображаемое: «личность» и «класс» у российских социалистов первых десятилетий ХХ в.
В статье рассматривается роль понятия «личность», связанных («индивидуум»,«
субъект») и противопоставленных («коллектив»,«класс»;«законы общественного
развития») понятий в идеологических дискурсах российского социализма конца XIX-
начала XX вв
В главе рассмотрен процесс эволюции большевистской партии в период революции и Гражданской войны, становление однопартийной диктатуры в России.
Переиздание книги польского исследователя А.С. Ковальчика об известном политике и террористе Б.В. Савинкове совпадает с юбилеем Российской революции 1917 г. и появлением улицы Бориса Савинкова в Варшаве. Книга выстроена по хронологическому принципу и охватывает всю жизнь Бориса Савинкова. Несмотря на то что информация в ней в основном верная, присутствует ряд неуместных упрощений и фактических ошибок. В рецензии отмечены особенности построения текста работы, ее сильные и слабые места.
В главе рассмотрен процесс становления организации и идеологии Российской социал-демократической рабочей партии.
На основе анализа политических концепций основных течений российской социал-демократии, сформировавшихся в ходе революции 1917 г, выявляются четыре проекта модернизации России, организационно оформившимися носителями которых являлись Всероссийская организация «Единство», РСДРП(о), РСДРП(и), РСДРП(б).
В статье излагаются результаты исследования жизненного пути и интеллектуальной биографии Александра Койре, осуществленного по материалам французских и российских архивов. Уточняются факты его жизни и деятельности в России. Особое внимание уделяется его семейным связям и отношениям, а также его участию в революционной деятельности эсеров в Ростове в 1906-07 годах. В статье публикуются документы из полицейских архивов, позволяющие восстановить картину полицейского и судебного преследования, которому Александр Койре подвергся в гимназические годы за участие в революционном подполье Ростова-на-Дону. История ранних годов жизни Койре является важной не только в контексте исследования истории революционных движений юга России, но и предоставляет возможность осмыслить его последующую интеллектуальную биографию, поскольку дает окончательный ответ на вопрос о времени его знакомства с Э. Гуссерлем.
Конец 19-го начало 20-го века ознаменованы невиданным взлетом русского терроризма. Массовый и систематический террор был организован несколькими революционными группами против русского правительства, которое не смогло дать ему надлежащий отпор. Террор был основан на своеобразной моральной философии и имел этический смысл, причем в основе и того и другого лежала идея справедливости. Задача статьи заключается в том, чтобы раскрыть основное содержание этой идеи и показать каким образом ее трансформация привела впоследствии к массовому террору государства против большинства народа.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.