• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Гражданско-правовая ответственность образовательных организаций за качество обучения: невыносимый парадокс

Цивилистика. 2020. № 4. С. 166-188.
Будылин С. Л., Тай Ю. В.

На первый взгляд кажется, что ученик должен иметь возможность привлечь к деликтной ответственности негодных учителей так же, как можно привлечь к ответственности негодного врача, юриста или сантехника. Однако на этом пути обнаруживаются непреодолимые практические препятствия.

Судье, рассматривающему деликтный иск ученика к учебному заведению, почти невозможно измерить реальную ценность тех знаний, которые учитель транслирует ученику. Не говоря уже о том, что судье весьма затруднительно определить, является ли причиной плохой подготовки небрежность учителя или же леность самого ученика.

В результате суды, как американские, так и российские, практически никогда не удовлетворяют деликтных исков, предъявленных в связи с качеством обучения. Исключением являются случаи, когда речь идёт о прямом нарушении учебным заведением писаного закона, регулирующего его деятельность.

В регламентировании образовательной деятельности и США, и Россия полагаются в основном на административные механизмы, а не на гражданские иски. Увы, и у этих механизмов есть свои недостатки.

В статье обсуждается вопрос гражданско-правовой ответственности образовательных организаций за качество обучения с иллюстрацией судебной практики США и России.