• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Потребление культурных благ в России: что говорят опросные данные?

В работе на основе представительных обследований домохозяйств анализируются особенности потребления культурных благ в России. Источниками эмпирических данных служат «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ–ВШЭ) за 2000–2018 гг. и «Комплексное наблюдение условий жизни населения» (КОУЖ) Росстата за 2011–2018 гг. Анализ показывает, что в настоящее время в России примерно каждое второе домохозяйство и примерно каждый второй индивид в течение года потребляют те или иные культурные блага. Постоянная аудитория составляет примерно пятую часть общего числа посетителей. Доля расходов, направляемых на приобретение культурных благ, достигает 2,5% месячного бюджета домохозяйств. По мере быстрого роста доходов в 2000–2018 гг. спрос на культурные блага повышался. Прослеживается четкая эмпирическая закономерность: чем выше доход домохозяйств или индивидов, тем активнее они ведут себя в сфере потребления культурных благ. Полученные результаты позволяют сделать вывод о существовании в российских условиях достаточно банального, но эффективного способа стимулирования спроса на культурные блага, и это — ускорение темпов экономического роста.