• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эмпирический анализ публикационной активности: конвергенция российских регионов?

Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 3. С. 109-138.


Научная деятельность является одним из широко признанных источников экономического роста. При этом в современных условиях научная деятельность все больше сосредотачивается в университетах. Однако государственные меры, принимаемые для стимулирования науки в российских университетах в 2000–2010-х гг., и их последствия сложно трактовать однозначно положительно или отрицательно. С одной стороны, государственная политика была направлена на поддержку университетов, с другой стороны, эту поддержку получали только лучшие вузы, что привело в том числе к расслоению российских регионов по уровню развития университетской науки. Решение этой проблемы представляет серьезный интерес с точки зрения расстановки приоритетов государственной политики в области поддержки научной деятельности и ее критериев, однако до сих пор данные вопросы не получили достаточного освещения в исследованиях, включающих подробное эмпирическое обоснование. В статье представлены результаты эмпирического исследования конвергенции российских регионов по уровню научного развития. Для измерения научного развития использованы агрегированные на региональном уровне показатели публикационной активности университетов за период 2006–2015 гг. Эмпирическая оценка конвергенции осуществлена на основе адаптированной методологии анализа экономической конвергенции, включая оценку динамических и пространственных моделей панельных данных системным обобщенным методом моментов. Полученные результаты в целом позволяют сделать вывод о наличии процессов научной конвергенции российских регионов, за исключением отдельных подпериодов.