• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Воображаемая геополитика» в российском медийном дискурсе о коронавирусе

В статье в контексте популярной критической геополитики анализируются образы стран в новостях российских медиа о пандемии COVID-19. 465 текстов российских СМИ (1.01.2019 – 20.03.2020) были идентифицированы на основании ключевого слова «коронавирус» и обработаны методами компьютерной лингвистики. Для восточных стран (Китай, Иран, Южная Корея и Япония) и западных (США, Италия, Испания, Франция), а также для «России», были реконструированы семантические поля. На основе анализа семантических полей образы стран, столкнувшихся с пандемией, были проинтерпретированы.

Выяснилось, что о востоке пишут в контексте границы, за которой возникает опасность заражения. Образ восточных стран в новостях о коронавирусе согласуется со сложившимися медийными образами востока как далекого и малоизвестного геополитического пространства. Медийный дискурс о пандемии в Китае содержит в качестве акторов повествования людей и вирусы, что, по мнению автора статьи, может свидетельствовать о сохранении устаревшей стратегии «демонизации» Китая (как места обитания инфекции).

Западные страны в медийном дискурсе о коронавирусе выстраиваются в иерархии. США и Франция получают персонифицированную репрезентацию, непосредственно связанную со своими политическими лидерами. В медийном дискурсе о пандемии в США исчезают обычные люди, страдающие от коронавируса. Все внимание СМИ сосредоточено на президенте Трампе. Образ США конструируются как образ гегемонистской страны. Образ Франции семантически оказывается одним из наиболее сложных и амбивалентных. Образ Испании реконструируется через страдания людей в условиях пандемии, а также посредством участия государства в защите граждан от инфекции. Образ Италии конструируется как образ близкой, вызывающий сочувствие и уязвимой страны. Россия в дискурсе российских медиа на начальном этапе пандемии конструируется как сопротивляющаяся (не зараженная) территория. Заключается, что геополитический медийный дискурс в условиях пандемии сохраняет наиболее типичные интенции.