Статья
Модель применения исследовательской фотографии при изучении социального взаимодействия
Статья посвящена созданию и анализу фотографических изображений при проведении социологического исследования. Представлен краткий обзор ряда работ, где фотография используется в качестве источника описания социального взаимодействия. Показано, что «готовая фотография» в противоположность «исследовательской фотографии» обладает рядом ограничительных свойств, которые не позволяют ей быть релевантной описанию социального взаимодействия. Ресурс исследовательской фотографии используется для создания модели изучения социального взаимодействия. Для этого первоначально модель организуется в общем виде посредством трех этапов (подготовка к проведению исследования, нахождение фотографа-исследователя непосредственно в поле, предоставление результатов исследования) с присущим каждому этапу эпистемологическим принципом. Подготовительному этапу исследования соответствует принцип предполагаемой и не предполагаемой информации. Полевому этапу – принцип избирательной непрерывности. Завершающему этапу исследования собранных полевых материалов соответствует принцип анализа фотографического события. Затем для каждого этапа предлагается рассмотреть переменные, отвечающие за исследовательский процесс. На первом этапе рассматриваются переменные: методология, исследовательская проблема, ожидаемый резуль-тат. На втором этапе: членство фотографа-исследователя в социальном учреждении, место фотографирования, видимость сцены и акт фотографирования. На треть ем этапе: полевой архив, линейность события и событие-процесс, фотография как иллюстрация и как данные. В пред-лагаемой модели сам фотограф-исследователь занимает центральную позицию. Созданная модель иллюстрируется двумя полевыми кейсами в рамках изучения «групповой сплоченности».
В статье исследуется ряд фотоальбомов о первой мировой войне, издававшихся в годы Веймарской республики правоконсервативным интеллектуалом Эрнстом Юнгером. Его концепция «тотальной мобилизации» позволяет продемонстрировать генетическую связь между фотографией и кинематографом как «новыми масс-медиа» и феноменом технической войны. Для Юнгера техническая война и техника в целом суть тот способ, каким «гештальт рабочего» мобилизует мир и достигает глобального господства. Фотоальбомы о войне оказываются, таким образом, документами/свидетельствами глобальной трансформации и маркируют новый опыт героического освоения технической действительности, сопоставимый с фильмами Дзиги Вертова, Лени Рифеншталь или Фрица Ланга.
Итоги работы международной конференции "О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии?" 11-13 декабря 2014, Москва, НИУ ВШЭ
На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920-1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Обнаружена коммуникативная логика проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в области философской антропологии и истории культуры, а также для широкого круга читателей, интересующихся свежим прочтением советского социо-культурного эксперимента.
Статья посвящена актуальным тенденциям развития символики модного образа в рекламной фотографии (по журналам мод). Рассматриваются перкспективные в 2013 - 2020 гг. символы и образы. Результаты многолетних исследований легли в основу разработанных авторами базы данных и программы.
Возможности такого учебного жанра как сочинение по Фотографии (в сопоставлении с сочинением по картине). Анализдетских работ на примере работы о соотношении визуального образ и слова в творчестве Юрия Роста.
Фотоисследования как попытки реконструировать или репрезентировать физическое окружение, события или представления людей входят в число методов социальной антропологии, культурологии, истории и социологии. Снятые специально для научных целей или используемые исследователем фотографии в любом случае содержат внутренний нарратив о социальной структуре, отношениях и ценностях той эпохи, когда они были созданы...
Театр Михаила Гутермана : каталог выставки, 3октября - 18 октября 2015 / [куратор выст.: М.М.Гутерман ; авт. текста В. Борзенко]. - Москва :Государственный центральный театральный музейимени А.А. Бахрушина, 2015. - 51 с. : ил., цв.ил., портр. ; 21 см.
Статья посвящена методологическим и методическим аспектам преподавания визуальной социологии. Обобщен опыт двух преподавателей из Государственного университета-Высшей школы экономики и социологического факультета МГУ. Даются два разных подхода к преподаванию визуальной социологии в данных вузах: первый основан на соединении социологии и фотографии, второй - на развитии социологического воображения с помощью метода включенного визуального наблюдения.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.