• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальные права в контексте новых полномочий Президента

Поправки 2020 года в российскую Конституцию изменили модель разделения властей, ещё более укрепив роль Президента как руководителя исполнительной власти и ослабив в ней роль председателя правительства, ввели дополнительные гарантии от импичмента или уголовного преследования в случае прекращения полномочий, предоставили возможность действующему Президенту оставаться на своей должности ещё два последующих срока, а также усилили зависимость от Президента судебной власти и органов прокуратуры. Движение от смешанной модели к президентской было представлено в публичном дискурсе как малозначительное, практически как чисто техническое, и основной упор в СМИ и выступлениях представителей власти делался на социальный и идеологический блоки, а необходимость принятия поправок объяснялась стремлением усилить социальную защищённость граждан, обеспечить более серьёзную защиту суверенитета страны от иностранного влияния в правовом поле и придать конституционно значимый статус традиционным ценностям, в том числе пониманию брака как союза мужчины и женщины и сохранению памяти о Великой Отечественной войне. В статье подробно анализируются поправки «социального блока» в контексте доктрины социальных прав и возможностей их конституционализации и в сравнении с теми положениями первых двух глав Конституции РФ, которые закрепляют основные права граждан, в том числе социальные, экономические и культурные. С точки зрения классического конституционализма показывается неразрывная связь защищённости прав человека с разделением властей, оспаривается необходимость и целесообразность внесения положений о социальной политике в главу о федерализме, ставится под сомнение закрепление в Конституции такого признака пенсионной системы, как солидарность поколений, поскольку он касается вопросов, для решения которых у правительства должен оставаться манёвр в случае изменения демографической или экономической ситуации. Делается вывод, что социальные поправки призваны легитимизировать процесс внесения в Конституцию изменений в дизайн разделения властей и носят факультативный характер, не гарантируя при этом гражданам большей защищённости в социальной сфере.