• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 149 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Храмова Т. М. Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 4(113). С. 14-28.

Австралийская конституционная модель поистине уникальна, поскольку опирается на принцип верховенства парламента при отсутствии писаного билля о правах, а также демонстрирует поразительную стабильность и невосприимчивость к реформированию. Текст Конституции закрепляет лишь несколько явных (писаных) прав, которые дополняются скромным и фрагментарным перечнем признаваемых Высоким судом Австралии подразумеваемых (неписаных) прав. Несмотря на слабость конституционных гарантий прав, рассматриваемых в представленной статье, фактический уровень защищённости фундаментальных прав и свобод в Австралии, измеряемый посредством различных индексов и рейтингов, является одним из самых высоких в мире. Этим, а также другими, более глубинными причинами можно объяснить наблюдаемые в настоящее время две взаимодополняющие тенденции, которые подвергаются анализу в данной статье: 1) нежелание принять единый билль о правах (в форме конституционных поправок или законодательного акта); 2) в условиях «скромной» по своему содержанию Конституции нежелание раскрыть её потенциал путём творческой интерпретации конституционных положений Высоким судом Австралии. Что касается первой тенденции, то интерес представляют такие аргументы противников билля о правах, как убежденность в исключительности и эффективности сложившейся в Австралии системы защиты прав, связанный с этим аргумент о верховенстве парламента, а также прогнозирование ослабления защиты прав и свобод в случае принятия единого документа о правах. Сдержанность Высокого суда Австралии в свою очередь объясняется стремлением судей оберегать собственный авторитет в обществе, отдавшем прерогативу решать сложные, неоднозначные вопросы, к которым, в частности, относятся вопросы обеспечения и ограничения основных прав, законодателю. По результатам исследования автор статьи приходит к выводам, отражающим его видение отдельных характерных черт австралийской правовой культуры.

Добавлено: 2 января 2019
Статья
Шаблинский И. Г. Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 1(122). С. 127-141.

Ряд важных правовых и политических институтов, действующих в рамках политического режима в Российской Федерации рассматриваются в контексте сравнения с аналогичными институтами авторитарных режимов в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.  Исследуются, в частности, роль доминирующей политической партии и в целом партийной системы страны,  взаимодействие судебной и исполнительной ветвей власти.  Особое внимание в статье уделяется различным моделям отношений власти и судов при авторитарных правлениях.  Рассматривается также проблема установления контроля государства над СМИ.  Опыт развития политического режима в России изучается и с учётом опыта формирования аналогичных режимов в некоторых государствах-участниках СНГ.  В статье рассматриваются некоторые аспекты идеологического оформления политического режима в России.  Автор приходит к выводу о том, что набор фактически действующих в государстве идеологических установок в значительной мере обусловлен выбранной внешнеполитической стратегией.  Любые нынешние критики политики власти (в особенности, её внешней политики), по сути, с точки зрения данной идеологии, являются проводниками влияния враждебных государств.  Рассматриваются также некоторые особенности российского политического режима, аналогов которых мы не можем найти в практике авторитарных режимов прошлого.

Добавлено: 6 августа 2018
Статья
Евсеев А. Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 3. С. 55-68.

В настоящей статье анализируется аргументационная техника высшего органа в системе судебной власти Вели- кобритании – Верховного Суда. Исследуются основные виды аргументации, которые могут быть использованы его судьями при составлении решений. Подчеркивается, что одной из характерных особенностей современного судебного дискурса является метафоричность юридического языка, его неформализованность, оплавление ра- нее казавшихся незыблемыми теоретических конструкций.

Добавлено: 18 января 2019
Статья
Полдников Д. Ю. Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 2. С. 68-85.

Динамичные изменения в современном мире испытывают на прочность все правовые традиции. В Европе одним из следствий этих изменений стал растущий интерес к сравнительной истории права, или раскрытию факторов эволюции правового регулирования через сопоставление двух или более юрисдикций Старого Света. Несмотря на оживлённые дискуссии о новой дисциплине и первые значительные плоды её применения, до сих пор нет ясности относительно её методологии. Есть ли у сравнительной истории права собственные методы или она довольствуется методами сравнительного правоведения? Ответ на этот вопрос связан с уяснением базовых посылок сравнительного правоведения и истории права, от которых зависит совместимость их методологии и отдельных методов.

В данной статье рассмотрены такие базовые посылки, как более сложный и менее целостный (по сравнению с наукой конца XIX – первой половины XX века) образ права в прошлом и настоящем, многолинейная эволюция всеобщей истории права, признание единства процесса правового развития, воздействие на него межкультурных влияний по «смягченным», а не жёстко детерминированным закономерностям.

От названных базовых посылок зависят и методологические выводы, важные для проведения сравнительных исследований. Сложный образ права и многофакторность его развития диктуют необходимость сочетать разные приёмы исследования. Межкультурные влияния и связь развития права с социокультурным контекстом повышают значение сравнительного подхода в раскрытии явных и скрытых факторов эволюции правового регулирования. Акцент на изучении социального назначения и реального воздействия норм права на общественные отношения открывает возможность проведения сравнительно-исторических исследований с помощью функционального метода. Наконец, выявленная совместимость базовых посылок обуславливает общность ряда целей и предмета исследования сравнительной истории права и компаративистики, а значит, даёт основания использовать методологические наработки компаративистов историками права.

Добавлено: 11 апреля 2018
Статья
Блохин П. Д. Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 6. С. 106-120.

Жанр настоящей статьи возможно определить как комментарий к практике Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, посвящённой идентичному кругу вопросов. К таким вопросам относится толкование понятий «семья», «брак», а также понятий «имущество», «собственность», используемых при конструировании основных прав человека. Причём в первом случае речь идёт о так называемых эволюционирующих правах, а во втором – о правах классических, в связи с чем подходы к толкованию этих понятий ожидаемо различаются. Основная гипотеза состоит в том, что Конституционный Суд РФ, так же как и Европейский Суд по правам человека, наряду с такими инструментами, как эволюционное толкование (доктрина «живой конституции») и иными, используют автономное (конституционно-правовое) истолкование. Цель такого толкования – выявить действительный смысл норм и институтов Европейской Конвенции или российской Конституции, не совпадающий с тем смыслом, который вкладывается в них национальными правовыми системами (нормами отраслевого законодательства). Другая гипотеза состоит в том, что принципиальные различия между подходами двух высоких юрисдикций в рассматриваемом аспекте случаются не часто. Так, автор доказывает, что объекты самовольного строительства при определённых обстоятельствах рассматриваются обоими судами в качестве «имущества» лица, что влечёт наделение такого лица определёнными правами и гарантиями в отношении судьбы этих объектов. Отношения однополых пар также могут рассматриваться через призму права на уважение частной (личной) жизни, при том что защита их через призму права на уважение семейной жизни (на вступление в брак) сталкивается с существенными затруднениями. Напротив, даже при совпадающей оценке тех или иных субъективных прав, находящихся под защитой норм конституционного или международного права, заметны разночтения в оценке того, являются ли ограничения таких прав (меры по реализации позитивных обязательств государства) совместимыми с положениями Конституции РФ и Европейской Конвенции.

Добавлено: 14 января 2020
Статья
Блохин П. Д. Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 6.

Настоящая заметка вводит читателя в курс современных проблем, связанных с учреждением и деятельностью конституционных (уставных) судов субъектов РФ и одновременно является прологом к особому мнению судьи Г.А. Гаджиева и статье В. Демидова, посвященным этим проблемам.

Добавлено: 7 августа 2014
Статья
Евсеев А. Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 3. С. 115-134.

В настоящей статье делается попытка проанализировать текущую ситуацию в Верховном суде США, выявить наиболее значимые тренды в правосознании его судей. Для достижения этой цели исследуются биографии последних, их идеологические установки и т. д. Также в статье фиксируются некоторые выявленные закономерности между предыдущим профессиональным опытом верховных судей и принимаемыми ими решениями. Обобщая значительное количество зарубежных источников, автор приходит к выводу о постепенном смещении нынешнего состава Верховного суда вправо.

Добавлено: 18 января 2019
Статья
Гаврилова О. А. Сравнительное конституционное обозрение. 2016. Т. 115. № 6. С. 123-134.

В настоящее время тенденция активизации мягкого права наблюдается как в международном, так и в национальном праве, и распространение омбудсманов в мире - часть этого тренда. Поэтому данный институт является перспективным, а его исследование - актуальным. Для того, чтобы потенциал омбудсмана раскрывался в полной мере, он должен быть независимым институтом. В некоторых латиноамериканских государствах институт омбудсмана входит в систему прокуратуры или объединен вместе с ней в министерство. Статья посвящена анализу данного подхода к организации института омбудсмана, его достоинств и недостатков с точки зрения обеспечения эффективности деятельности омбудсмана как института мягкого права. Исследование этой проблематики проведено на примере Колумбии и Сальвадора, где использована данная модель. Сделан вывод о том, что сотрудничество прокуратуры и омбудсмана может быть обеспечено в условиях институциональной автономии омбудсмана от органов прокуратуры; результат же осуществления деятельности омбудсмана под руководством Генерального прокурора или объединение прокуратуры и омбудсмана в министерство создает механизмы зависимости омбудсмана не только собственно от прокуратуры, но и от исполнительной власти, что затрудняет выполнение основной задачи омбудсмана - защиты человека от незаконных и необоснованных действий должностных лиц государственного аппарата.

Добавлено: 3 января 2017
Статья
Шаблинский И. Г. Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2 (75).
Добавлено: 29 декабря 2010
Статья
Шаблинский И. Г. Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2. С. 107-115.

Разделение властей - один из важнейших, основополагающих принципов организации общества, закрепленный в конституциях практически всех современных демократических государств. Его предназначение и смысл заключаются в том, чтобы предотвратить или минимизировать возможность злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Однако принцип разделения властей будет реализован при условии действия механизма взаимосдерживания, взаимосогласования, взаимоконтроля различных ветвей власти, гарантируя при этом сохранение их самостоятельности и независимости. Данный механизм получил название системы сдержек и противовесов. В представленной вашему вниманию статье автор размышляет об особенностях закрепленного в российской Конституции механизма сдержек и противовесов, акцентируя внимание не на его недостатках, а на тех случаях, когда он действительно выполнял функцию сдерживания и ограничения власти.

Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Шаблинский И. Г. Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 2 (81). С. 163-165.

Работа представляет собой рецензию на монографию  С.Васильевой "Конституционно-правовой статус политической оппозиции" (М., Институт права и публичной политики, 2010). Размышления о положении политических сил, рассматривающих себя в качестве оппозиционных, приводят к выводам о необходимости дополнительных правовых гарантий для деятельности оппозиции в России.  Однако более важно констатировать, что неформальные практики имеют в данной сфере куда большее значение, нежели формальные положения.

Добавлено: 24 июня 2011
Статья
Алебастрова И. А. Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 1. С. 80-91.

В  статье проводится исследование последних тенденций развития юридических механизмов обеспечения равных возможностей мужчин и женщин:  равноправия мужчин и женщин,  а также отступлений от него в виде предоставления женщинам льгот для занятия ими топ-позиций во всех трех секторах социума. Автор считает данные отступления социально полезными в той мере, в какой указанная юридическая асимметрия способна скорректировать асимметрию фактическую. Последняя заключается в реальном неравенстве возможностей женщин и мужчин занимать высокие позиции в управленческой сфере.

Добавлено: 20 ноября 2015
Статья
Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное обозрение. 2020. Т. 134. № 1. С. 15-42.

Глобальный (или всемирный) конституционализм есть устойчивая философская теория (сформировавшаяся в европейской мысли главным образом начиная с идей И. Канта), область правовых и политических дебатов о возможности нового, более справедливого, глобального социального и правового порядка, а также рамка для обозначения новой сети современных политических движений, в целом ориентированных на глобализированное или более унифицированное видение конституционных ценностей, норм и прав че- ловека, основанных на общей международной конструкции права и глобального управления. Хотя многие важные идеи глобального конституционализма были сформулированы юристами-международниками в первой половине XX века (в дебатах, проходивших пос- ле окончания первой и второй мировых войн о роли Лиги Наций и ООН), реальная политическая важность этой теории стала гораздо более очевидна только с окончанием холодной войны – крушения СССР и создания ЕС в 1991 году, которое интерпретировалось мно- гими экспертами как главное достижение этой теории, образец её практического применения и превалирующая дорожная карта для будущей глобальной трансформации международного права, конституционализма и управления. В контексте этих прогрессирующих дебатов, концентрировавшихся главным образом на международном праве, европейском праве и транснациональной юриспруден- ции, специальная тема глобального конституционализма (как проблематичной и всё ещё спорной амальгаме наднациональных и национальных правил, норм и регуляторов) стала предметом конфликтных, противоречивых и пристрастных дебатов. Автор анализи- рует всю совокупность наиболее важных теорий глобального конституционализма – космополитических, нормативных, социетальных, институциональных, функциональных, сравнительных, конструктивистских, интегральных, метаправовых и критических, показывая позитивные и негативные аспекты каждой и реконструируя меняющийся баланс приоритетов и аргументации. Общий корпус теорий и проектов глобального конституционализма (более или менее формализованных, координируемых, и открыто циркулирующих в международном общественном пространстве последние 25 лет) представляет основу для комплексного, доказательного и эмпириче- ски достоверного исследования глобального конституционализма как новой правовой философии, идеологии и политического дви- жения. Используя методологию когнитивной юриспруденции и конструктивистский подход, данное исследование ставит в центр вни- мания вопрос о масштабах, динамике и практическом влиянии движения глобальных конституционалистов как новой идеологии, публичной этики, стратегии и политики текущей правовой трансформации.

Добавлено: 14 июня 2020
Статья
Блохин П. Д. Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 117-141.

В настоящей статье на основе изучения значительного объема научных работ Т.Г. Морщаковой анализируются и обобщаются высказанные ею ключевые идеи по таким вопросам, как место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе страны, его взаимодействие с другими судебными органами, его самостоятельность и независимость. Рассматривается тезис о том, что своей деятельности Суд основывается на основополагающих принципах права, в том числе, не нашедших полного и исчерпывающего закрепления в позитивном национальном праве. В заданном контексте автор рассматривает возможности обращения граждан в Суд за эффективной судебной защитой своих прав, свойства принимаемых им по итогам такой судебной защиты решений. Автор демонстрирует различные позиции по обозначенным вопросам в юридическом и научном сообществе России, приходя к выводу о том, что общим и основным предназначением конституционного правосудия является защита человека, его прав и свобод как высшей ценности, провозглашенной Конституцией России 1993 года.

Добавлено: 3 июня 2016
Статья
Кряжков В. А. Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 4 (131). С. 116-130.

В статье анализируется Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2019 г. № 21-П о традиционной охоте, которым впервые защищаются права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автор раскрывает особенности и конституционно-правовой статус данных народов, обрисовывает реальности соблюдения их прав в России. Объясняется значение защиты этих прав средствами конституционного правосудия и прежде всего – с использованием конституционной жалобы. Обосновывается допустимость таких жалоб. Рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда, сформулированные в  Постановлении, о признании коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в качестве особой группы коренных малочисленных народов; о праве всех лиц, относящихся к данным народам, на традиционную охоту, которая является для них основой существования и самобытности; о правовом режиме традиционной охоты; о признании возможным для общины указанных народов принимать решение о способах ведения традиционной охоты, в том числе и о том, кто из её членов – охотников будет вести эту охоту. В статье также в контексте положений Постановления формулируются предложения по совершенствованию законодательства об охоте в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности с точки зрения уточнения субъектов указанной охоты и конкретизации некоторых других ее элементов.

Добавлено: 10 сентября 2019
Статья
Мазаев В. Д. Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 6(121). С. 115-130.

В статье исследуется соотношение конституционной экономической модели и реальных экономических действий государственной власти России. На основе анализа материалов ведущих групп российских экономистов делается вывод о том, что российская модель экономики является полурыночной. Выделяются основные проблемы: чрезмерное вмешательство государства, доминирование го- сударственного сектора, сокращение свободы экономической деятельности и конкурентных начал. Эта ситуация противоречит важ- нейшим конституционным ценностям социально ориентированной рыночной экономики. Даётся оценка степени критичности такого расхождения, ставятся вопросы о путях преодоления такого противоречия. Оценивая роль конституции в поиске новой экономической модели, автор выделяет несколько возможных подходов к решению этой задачи. Обосновывается позиция о том, что в конституцион- ном регулировании в условиях расширения государственных начал должны учитываться все современные тенденции и возможности экономических вызовов без отступления от основных конституционных ценностей экономического плюрализма. Основным вопросом конституционного воздействия на обновление сложившейся российской экономической модели является вопрос разгосударствления российской экономики. Предлагается решение этой задачи посредством принятия пакета федеральных законов, прежде всего «О де- монополизации и разгосударствлении российской экономики».

Добавлено: 29 января 2018
Статья
И. Алебастрова Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 6. С. 50-60.

На основании критического анализа существующих в российской конституционно-правовой науке концепций предмета регулирования конституционного права автор предлагает собственную концепцию. Она заключается в том, что предмет конституционного права вклю- чает в себя две группы общественных отношений. Первая из них – это общественные отношения, предназначенные для ограничения государственной власти (по большей части это политические отношения, в рамках которых органы публичной власти ставятся под кон- троль населения). Вторая – это важнейшие отношения, складывающиеся во всех иных сферах жизнедеятельности государства, общест- ва и человека (экономические, социальные, культурные). В статье демонстрируется, что данные элементы предмета конституционного права неравнозначны. Первая из названных групп общественных отношений непосредственно связана с изначальной идеей феномена конституции, поэтому в конституциях всех поколений и стран именно эти отношения по традиции регламентируются наиболее обстоя- тельно, а в иных источниках конституционного права (текущем законодательстве) и вовсе регулируются только они. Второй же элемент предмета конституционного права регламентируется лишь конституцией – менее обстоятельно, чем первый; при этом детальную рег- ламентацию данные отношения получают уже не в конституционном праве, а в иных правовых отраслях. Единство предмета конститу- ционного права обусловлено исторически: с самого своего появления формальные конституции представляли собой кодифицирован- ные документы, комплексно регулировавшие устройство государства. Комплексный подход к регламентации устройства государствен- ной власти был применён для того, чтобы не оставить лазеек для злоупотреблений должностных лиц и органов государства. Со време- нем, однако, под воздействием ряда причин комплексный подход конституций к регламентации общественных отношений перестал восприниматься как средство достижения цели по ограничению государственной власти и стал рассматриваться как самоцель. В ре- зультате изменились доктринальные представления о предмете конституционного права: предмет конституционного права, как и предмет конституции (что само по себе вряд ли логично, ибо конституционное право включает помимо конституции целый ряд иных источников), традиционно определяется как совокупность важнейших отношений, складывающихся между человеком, обществом и государством, а также важнейших отношений, обеспечивающих внутреннюю организацию государственной власти. Тем самым наука оставляет без должной характеристики тот пласт общественных отношений, регулированию которого конституционное право традици- онно уделяло и уделяет наиболее пристальное внимание. Автор предлагает отойти от данной традиции как позволяющей использовать конституцию и конституционное право для легитимизации и легализации любого типа государства и политического режима, в том чис- ле автократического, что противоречит целям появления феномена конституции, то есть приводит к её дисфункции.

Добавлено: 29 марта 2020
Статья
Балытников В. В., Боклан Д. С. Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 3. С. 69-81.

Статья посвящена анализу процессов конституирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На основе реальных фактов и тенденций показаны кардинальные отличия процессов евразийской интеграции от каких бы то ни было «советских моделей». Особое внимание уделяется перспективам расширения Союза и возможным направлениям развития системы и совершенствования практики деятельности его органов, в том числе Суда ЕАЭС.

Добавлено: 17 ноября 2015
Статья
Боклан Д. С., Балытников В. В. Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 3(106). С. 1-14.

Созданный в 2014 году Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) зачастую воспринимается недобросовестными оппонентами как некое «второе издание СССР» Так, бывший государственный секретарь США Хилари Клинтон еще в конце 2012 года, в период начала подготовительной работы по созданию нового интеграционного объединения заявила «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона… Но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, называться Евразийским союзом или что-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это»[1] Разумеется, эти не имеющие никакого отношения к действительности заявления были немедленно опровергнуты представителями государственного руководства нашей страны, заявившими, что, то формируется «а территории бывшего Советского Союза, является новым типом интеграции, основанным только на экономической интеграции» ибо «любой другой тип тесного взаимодействия невозможен в сегодняшнем мире»[2].

 

 

[1] Клинтон: США не допустят возрождения СССР. http://russian.rt.com/article/1787

[2] Там же.

 

Добавлено: 19 января 2017
Статья
Ковлер А. И., Морщакова Т. Г. Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 171-181.

Материал представляет собой запись беседы идных представителей сообщества Тамары Морщаковой и Анатолия Ковлера. У обоих за плечами огромный судейский опыт: у Тамары Морщаковой - работы в национальном конституционном правосудии, у Анатолия Ковлера - международного судейства. По общему мнению собеседников наилучший путь к достижению пониманияи согласования позиций Европейского суда  по правам человека и национальных судов - это диалог судей. И перед нами как раз пример такого диалога. Основой для диалога признается равноправие субъектов, вступающих в договорные отношения и, следовательно, обсуждающих проблемы внутри международного сообщества как равноправные его члены.

Добавлено: 28 ноября 2016
Статья
Краснов М. А. Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91-103.

В статье анализируется объем и характер полномочий Президента РФ, законодательно закрепленных за ним, на примере таких полномочий всех трех президентов Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что в отсутствие работающей системы сдержек и противовесов объем законодательно закрепленных полномочий Президента РФ не только резко увеличивается, но и пополняется новыми полномочиями, весьма сомнительными с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

Добавлено: 28 ноября 2012