Статья
Sticking to common values: Neighbourhood social cohesion moderates the effect of value congruence on life satisfaction
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
В статье исследются основные подходы для моделирования взаимосвязи между инновационной активностью и уровнем жизни населения. Значительное внимание уделяется сопоставлению уровня жизни населения на основе объективных и субъективных подходов
Существующие данные о связи оптимизма с академической успешностью довольно противоречивы. Было проведено два исследования связи между оптимистическим атрибутивным стилем, благополучием и академической успешностью. Использовался новый русскоязычный инструмент для измерения оптимистического стиля объяснения успехов и неудач (СТОУН: Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), включающий субшкалы стабильности, глобальности и контролируемости. В первом исследовании оптимистический стиль объяснения позитивных событий был связан с более высокой учебной успешностью старших школьников (N=225) и являлся медиатором связи между учебной успешностью и самооценкой. Во втором исследовании пессимистический стиль объяснения негативных событий предсказывал у абитуриентов университета (N=108) успешную сдачу трёх сложных письменных вступительных экзаменов. Медиатором связи оптимистического атрибутивного стиля объяснения позитивных событий с успешностью сдачи экзаменов выступали ожидания успеха. Результаты свидетельствуют о том, что стили объяснения успехов и неудач неодинаково связаны с академической успешностью и субъективным благополучием в ситуациях различного типа.
Positive Psychology has become a major approach to the scientific study of individual, social, community and cultural processes. This book includes a selection of papers presented at the 3rd European Conference on Positive Psychology, organized in Braga at the University of Minho, Portugal in 2006. The title of the book reflects its main purpose and a main concern for positive psychology - Understanding Positive Life - balanced between the two scientific pillars, the research and the practice. Several contributions concerning theory, research and practice are presented in three different parts: Happiness, Well-being and Life Satisfaction (Part I); Performance, Coping and Quality of life (Part II); and assessment, Intervention and Practice for a Positive Life (Part III). Each part includes eight chapters, with a great diversity of authors coming from different countries.
This book provides a reference tool to understand current developments in happiness studies. It provides an overview of the evolving body of happiness research and draws some of its future trajectories. This book collects the contributions of scientists from psychology, sociology, economics, political science and other scientific domains sharing the quest for improving people's quality of life. Building on this expertise, the book provides a compass to orient the reader in a burgeoning literature to document, inform and suggest ideas for future research.
Исследуются образы реального и идеального дома как модераторы позитивного функционирования личности. Выборка включала 222 студента, 177 женского пола, 45 мужского, Мвозраст=20,9. Применялись авторский опросник Функциональность домашней среды для оценки реального и идеального дома, Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург Р.Теннант и др., Шкала аутентичности А.Вуда и др. Использовались дескриптивная статистика, корреляционный и регрессионный анализ. Обнаружено, что все показатели функциональности выше при оценке идеального дома, что у девушек больше корреляций между показателями позитивного функционирования и оценкой домашней среды, что образ реального дома вносит бо́льший вклад в переживание благополучия по сравнению с образом идеального дома.
Two studies were conducted investigating the relationship between the Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI) scales and well-being measures in British (N¼179) and Russian (N¼289) student samples. On the basis of person-oriented approach, a cluster-analysis operationalization of Balanced Time Perspective (BTP) using ZTPI was proposed and validated, demonstrating more evidence for its validity than the previously suggested cut-off-point approach. Four distinct time perspective patterns were discovered in both samples: future-oriented, present-oriented, balanced and negative. The clusters revealed significant differences in well-being, with members of the BTP cluster demonstrating the highest scores in both samples. The relationship between ZTPI and Temporal Life Satisfaction Scale in the British sample was found to be non-uniform for past, present and future. Based on these findings, a distinction between three aspects of time perspective is theoretically proposed, and its implications for the future development of the ZTPI are discussed.
В статье рассматривается взаимосвязь между инновационной активностью и благосостоянием в странах мира. Описаны общепринятые методологии оценки уровня благосостояния и измерения инновационной активности. Последующий сопоставительный анализ благосостояния стран мира и показателей инновационной активности позволяет определить особенности изучаемой взаимосвязи и сделать практические выводы и рекомендации.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.