?
Аналитический потенциал концепции информационно-коммуникационного универсума
Вопросы журналистики. 2020. № 7. С. 5-29.
Дзялошинский И. М.
Проведен анализ теоретических моделей, описывающих и объясняющих процессы, происходящие в сфере массовых коммуникаций. Доказывается, что общепринятые аналитические модели уже не способны дать целостное и убедительное объяснение ситуации в современных массовых коммуникациях.
В качестве перспективного аналитического инструментария предложена концепция информационно-коммуникационного универсума. Показана история становления этого понятия, а также структурные и содержательные особенности системы, обозначаемой этим понятием.
Научное направление:
Медиа и коммуникации
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Дзялошинский И. М., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика 2021 Т. 26 № 1 С. 92-98
Рассматриваются особенности и перспективы теории информационно-коммуникационного универсума для анализа массмедиа. Целью является обоснование применения в контексте теории медиа понятия «аффорданс», которое психолог Дж. Гибсон ввел в науку для обозначения специфического «приглашающего» характера объектов и событий, через аффордансы подсказывающих алгоритм последующих действий. С этой точки зрения, информационно-коммуникационный универсум дает возможность, а иногда и приглашает использовать его для ...
Добавлено: 2 апреля 2021 г.
М. : Редакционно-издательский отдел "Академии медиаиндустрии", 2019
В Москве 9 ноября 2019 года состоялась Международная конференция "Медиасоставляющая цифровой экономики" - первый представительный форум, обращенный к анализу роли и перспектив развития медиа в условиях вхождения в цифровую экономику. Ее организатором выступила ФГБОУ ДПО "Академия медиаиндустрии" при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В сборнике представлены тезисы докладов конференции. ...
Добавлено: 24 сентября 2019 г.
Штейнман М. А., Искусство кино 2019 № 7/8 С. 254-263
Статья посвящена социокультурному аспекту сериала "Игра престолов" (компания HBO). Рассматриваются магистральные сюжеты и социокультурные архетипы медиатекста. ...
Добавлено: 25 ноября 2019 г.
Павлов А. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2021 Т. 5 № 2 С. 294-313
Рецензия на книгу: Church D. Post-Horror : Art, Genre, and Cultural Elevation. — Edinburgh : Edinburgh University Press, 2021. ...
Добавлено: 17 августа 2021 г.
Ефанов А. А., Знак: проблемное поле медиаобразования 2019 № 1 (31) С. 40-44
В статье осуществляется теоретическое обоснование дуалистического подхода к медиаобразованию – сочетание социогуманитарного и технико-технологического блоков. Доказывается, что представленный подход является продуктивным как при подготовке будущих специалистов в сфере медиа, так и при переподготовке профессионалов, а также при реализации медиаобразовательной программы в средней и высшей школе. ...
Добавлено: 12 августа 2019 г.
М. : Факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, 2020
Всего в конференции приняли участие 54 молодых ученых, из которых 38 выступили на сессиях с докладами, а 16 вынесли проекты на обсуждение в рамках table talks. Большинство участников представляют бакалавриат – 35 (65%), 14 (26%) обучаются в магистратуре, а 5 (9%) в аспирантуре. На конференцию делегировали своих представителей 13 учебных заведений. Из московских вузов, помимо ...
Добавлено: 27 апреля 2021 г.
Дзялошинский И. М., Медиаальманах 2019 № 3 С. 18-28
В статье анализируются карнавально-смеховая
культура в современном обществе и средствах
массовой информации. Представлена авторская
концепция формирования карнавальной культуры,
проанализированы особенности карнавализации
действительности в эпоху глобализации
и медиатизации, сформулированы гипотезы по поводу
вероятных моделей развития карнавала
Ключевые слова: карнавал, СМИ, глобализация,
медиатизация. ...
Добавлено: 3 сентября 2019 г.
Штейнман М. А., Искусство кино 2018 № 9/10
Статья посвящена киносаге Дж. Лукаса "Звездные войны". Фильмы рассматриваются с позиции теории коммуникации, социокультурных и литературных архетипов, а также политической мифологии. ...
Добавлено: 25 ноября 2019 г.
Ефанов А. А., Информационное общество 2020 № 1 С. 49-56
В статье анализируется принятый в 2019 году так называемый «Закон о фейковых новостях». Автором обосновываются его основные методологические коллизии. Указывается на непроработанность законопроекта на уровне оперирования категорией «фейк». Автор применяет концепт псевдо-новости как дискретно существующей разновидности новости, структурно и формально соответствующей новостному посланию, но содержательно противоречащей главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности), в ...
Добавлено: 21 июля 2020 г.
Ефанов А. А., Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика 2018 № 3 С. 42-51
В статье проводится социологическое обоснование моделей дискредитации политического актора посредством медиа. За основу исследования были взяты произошедшие в Оренбургской области политические скандалы в отношении министра физической культуры, спорта и туризма О. Пивунова и министра лесного и охотничьего хозяйства В. Тонких. Используется комплекс методов: контент-анализ и дискурс-анализ материалов информационных программ федеральных (Первый канал, ВГТРК («Россия 1»), НТВ, «РенТВ») ...
Добавлено: 24 октября 2018 г.
Белоедова А. В., Выровцева Е. В., Дубровская Т. В. и др., СПб. : Медиапапир, 2023
Монография продолжает серию «Язык в координатах массмедиа», основанную Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.
В ней представлены промежуточные результаты исследования, проводимого в рамках проектов РНФ № 22-18-00184 «Речевые практики возражения и пути их преодоления в научно-популярной медиакоммуникации»
(главы 1, 2, 3) и № 23-28-00109 «Рецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный
подход» (глава ...
Добавлено: 13 декабря 2023 г.
Ним Е. Г., Шаги/Steps 2021 Т. 7 № 4 С. 221-237
Статья посвящена исследованию медийных образов малых небесных тел – комет, астероидов и метеоритов. Особое внимание уделено «импактной» репрезентации этих космических объектов, отображающей их вероятное или произошедшее столкновение с Землей. Статья отвечает на ряд вопросов: с какого времени, в каких контекстах и образах происходит появление этих небесных тел в культуре? Как формируется импактный дискурс в астрономии ...
Добавлено: 22 июня 2021 г.
Павлов А. В., М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020
Эта книга, с одной стороны, нефилософская, с другой — исключительно философская. Ее можно рассматривать как исследовательскую работу, но в определенных концептуальных рамках. Автор попытался понять вселенную Тарантино так, как понимает ее режиссер, и обращался к жанровому своеобразию тарантиновских фильмов, чтобы доказать его уникальность. Творчество Тарантино автор разделил на три периода, каждому из которых посвящена отдельная часть книги: первый период — ...
Добавлено: 7 октября 2020 г.
Дзялошинский И. М., Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Журналистика. Казахстан 2020 № 3 (132) С. 8-17
Представленная статья имеет теоретико-методологический характер. Она посвящена изучению основных подходов к пониманию и анализу роли и особенностей текстов, выступающих в качестве медиума, связывающего жизненный и личностный миры человека. В статье показано, что традиционные подходы к изучению текста, включая дискурсивный и пространственный, уже не могут дать удовлетворительное объяснение информационно-коммуникационных процессов, происходящих в условиях перехода к цифровой ...
Добавлено: 5 апреля 2021 г.
Семыкина К. С., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2017 № 5 С. 329-344
Рассматриваются особенности конструирования российской дискуссии об однополых браках, выступающих традиционным требованием движений за равноправие ЛГБТ (признано экстремистским в РФ). Эмпирическим материалом являются новостные сообщения, выпущенные четырьмя российскими газетами в период легализации гей-браков на территории США. Теоретической базой служит теория фреймирования, объясняющая конструирование логик описания, с помощью которых аудитория воспринимает новостные сообщения. Проводится кластерный анализ наиболее ...
Добавлено: 13 июня 2019 г.
Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология 2020 Т. 20 № 2 С. 382-393
Предмет рассмотрения статьи — цифровая грамотность как основополагающая компонента развития медиакомпетентности. Изучая историю вопроса и анализируя существующие теории, авторы приходят к выводу, что в исследованиях рассматривается цифровая грамотность взрослого населения и не учитываются данные о несовершеннолетних, которые демонстрируют наиболее высокую контактность с медиатехнологиями. С позиций разрабатываемой концепции глубинной медиатизации социального пространства авторы утверждают, что показатели ...
Добавлено: 3 июня 2020 г.
Шилина М. Г., Mediske Dialozi 2012 Т. 5 № 13-14 С. 407-428
Информационная парадигма дискурса к XXI веку сменяется коммуникативной; благодаря распространению Интернета, формируются новые свойства, модели коммуникации, основанные на концепции гипертекста. Существенной характеристикой социоэкономического дискурса становится текстогенность как комплекс антропогенно-технических факторов порождения, трансляции, обмена, потребления текстов публичной коммуникации, ведущих к образованию и функционированию новых типов носителей и генераторов информации во всех сферах жизнедеятельности и оказывающих на ...
Добавлено: 9 декабря 2012 г.
Ефанов А. А., Наука телевидения 2022 Т. 18 № 2 С. 41-57
Статья посвящена социокультурному изучению существующей в современном российском кинематографе тенденции реверсивности эстетики социалистического реализма. В качестве исследовательской оптики выбирается интегративный культурфилософский подход, сочетающий в себе черты традиционного культурологического подхода (фокусирование на базисных единицах культуры — материальных продуктах, произведениях искусства и формирующихся на их основе образцах поведения) и эстетического подхода (апелляция к рефлексивному изучению выразительной формы ...
Добавлено: 24 октября 2022 г.
Шариков А. В., М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017
В сборник включены доклады участников международной конференции «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» (Ханты-Мансийск, 7–10 июня 2016 г.), которая ознаменовала новый важный поворот темы медийно- информационной грамотности в сторону решения задач формирования открытых правительств, в создание механизмов обратной связи между правительствами и обществом. Сборник предназначен для работников органов управления, специалистов информационной сферы, работников учреждений ...
Добавлено: 9 марта 2020 г.
Чальцев В. С., Прохорова Т. Б., Communications. Media. Design 2020 Vol. 5 No. 2 P. 28-45
В данной работе исследуется продвижение медиапроектов в сети Интернет, что является важным вопросом в контексте развития информационных технологии. Сначала авторами выстраивается обобщенная классификация групп инструментов продвижения, включившая в себя девять основных компонентов, каждый из которых детально рассматривается далее в статье. В результате анализа массивной теоретической базы авторы предлагают качественно новую классификацию инструментов продвижения, обобщающую и ...
Добавлено: 15 октября 2021 г.
Балакина Ю. В., Балтийский регион 2023 Т. 15 № 3 С. 29-44
Цель представляемого исследования — анализ стратегий, поддерживающих биополитические практики правительства по сохранению здоровья и жизни населения, и
средств их реализации в дискурсе негосударственных СМИ Германии во время пандемии COVID-19. Предполагается, что негосударственные медиа использовали разные
стратегии, направленные на достижение общих биополитических задач, а также соблюдали определенный баланс между пропагандой и просвещением. Для проверки гипотез используется сравнительный анализ ...
Добавлено: 12 сентября 2023 г.
Ефанов А. А., Эфендиева Н. Э., Вопросы теории и практики журналистики 2021 Т. 10 № 4 С. 633-648
Предметом рассмотрения настоящей статьи являются лингвокультурные особенности репрезентации годовщины Великой Победы агентством Sputnik (МИА «Россия сегодня»). Цель исследования заключается в определении с позиций лингвокультурологии ключевых образов, которые формировали медиа относительно данного кейса. В качестве объекта исследования выступают материалы трех редакций агентства Sputnik (Sputnik Polska, Sputnik International, Sputnik Türkiye), география распространения и состав аудитории которых отражают ...
Добавлено: 28 января 2022 г.
Дзялошинский И. М., Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2020
Монография посвящена исследованию связей между общецивилизационными процессами глобализации, информатизации и цифровизации с процессами, происходящими в системах коммуникации, опосредованной медиатехнологиями. Предлагается вписать все эти процессы в контекст категориального аппарата, опирающегося на понятия «жизненный мир», «личностный мир», «информационно-коммуникационный универсум», «коммуникативные матрицы» и др.
В силу широты и разнородности поднимаемых в этой работе проблем для их описания и анализа ...
Добавлено: 23 октября 2020 г.
Ефанов А. А., Юрайт, 2020
Учебное пособие включает в себя лекционный материал, планы практических занятий и методические рекомендации по их проведению, тематику докладов и рефератов, списки рекомендуемой литературы к каждой теме, глоссарий и вопросы для подготовки к промежуточной аттестации, что позволяет сформировать целостное представление о такой сравнительно новой научной и учебной дисциплине, как социология медиакультуры и медиаобразования.
Соответствует актуальным требованиям Федерального ...
Добавлено: 1 февраля 2020 г.