Статья
Суверенность как символическая структура
Понятие «суверенитет» часто используется и в политической
теории, и в практической политике. В качестве теоретического концепта его можно
понимать по-разному: как некий заданный принцип международных отношений
(К. Уолтц), в качестве международного института (Р. Кеохан), социального конст-
рукта (А. Вендт) либо особой практики власти (M. Фуко). Вместе с тем исследова-
телям не до конца ясна связь данного понятия с эмпирической реальностью.
Данная статья опирается на различение между «суверенитетом» и «суве-
ренностью» и рассматривает последний как элемент символической структуры,
репрезентирующей себя в рамках перформативного дискурса. Этот дискурс хотя
и подвержен исторической трансформации, но укоренен в природе современного
политического мифа. Последний же упрочен в символической природе современ-
ного человека. В контексте данного исследования под «суверенностью» можно
понимать набор перформативных и дискурсивных практик, задающих символи-
ческий порядок внутри территориальной политии и в ее взаимодействии с анало-
гичными символическими формами «суверенностей» за пределами рассматри-
ваемого сообщества.
Представленная статья посвящена обсуждению методологических про-
блем изучения суверенности. На основе анализа современного состояния иссле-
дований, в частности, работ Р.Б. Уолкера, И. Бартельсона, С. Вебер, Т. Альбертс,
М. Фридена, Р.Н. Лебоу и ряда других авторов, суверенность рассматривается как
разновидность перформативной дискурсивной практики, апеллирующей к конст-
руированию и поддержанию коллективной идентичности.
Сборник составлен по итогам VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», организованной Государственным университетом – Высшей школой экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда и проходившей 4-6 апреля 2006 г. в Москве. Рассматриваются роль государства в модернизации экономики и макроэкономическая политика модернизации российской экономики. Для экономистов, социологов, юристов, политиков, а также студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Книга может быть полезна всем, кто интересуется проблемами и перспективами реформирования российской экономики.
В работе рассмотрены особенности российской модели корпоративного управления (corporate governance) и контроля в банковском секторе. Используется парадигма неоинституциональной экономической теории. Исследование опирается на обзор теоретических работ и на прикладной анализ состояния corporate governance в российских коммерческих банках, представляющих различные формы собственности. Особое внимание уделено анализу реальных интересов всех участников corporate governance – банковских и фондовых регуляторов, собственников банков, инвесторов, высших менеджеров и иных инсайдеров. Делается вывод о невысокой релевантности англо-американской концепции corporate governance, основанной на теории агентских издержек и предполагающей контроль внешних акционеров над банками через механизм фондового рынка. Предлагаются способы преодоления разрыва между формальными институтами и реальной жизнью.
В статье рассматриваются идеологические основы российского политического режима, построенного в нулевые годы. Отмечается, что в отсутствие "официальной идеологии", российский политический режим имет определенную идеологическую легитимацию. Она может быть выражена формулой - "патриотический национал-либерализм".
Данное исследование посвящено избранию предпринимателей в состав законодательных собраний регионов. Переход из бизнеса в политику без отказа от ведения предпринимательской деятельности рассматривается как рационально обусловленная стратегия поведения экономического агента. Автор исходит из положения о том, что для предпринимателя депутатский мандат — это эффективный инструмент реализации экономических интересов. На примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга изучены возможности и ресурсы, которые доступны собственникам с депутатским мандатом. Также показаны ограничения, с которыми предприниматели сталкиваются в ходе реализации экономических интересов посредством использования политического, административного и иных ресурсов. В работе уделено внимание и масштабам прихода представителей бизнеса в законодательные собрания регионов Северо-Западного федерального округа. В ходе исследования был сделан вывод о том, что депутатский мандат следует рассматривать как «окно возможностей», позволяющих предпринимателю оптимизировать положение на рынке. В то же время такие возможности не являются безграничными, а отношения бизнеса и власти имеют форму обмена.
Общераспространенные дефиниции государства предписывают рассматривать его как институт политический и даже политический по преимуществу («государство — это политическая организация общества»). Такое понимание государства, однако, резко контрастирует с теми процессами, которые мы наблюдаем в современной России. Усиление государства на деле оборачивается тенденцией, которую можно обозначить все более популярным понятием «деполитизация». Последние годы мы наблюдали стремительный процесс деполитизации, который развернулся в культуре, b, обществе, захватив, наконец, саму партийную систему и ритуал выборов. Политическое стремительно маргинализуется, уходя на периферию и освобождая место какому-то иному феномену, в отношении которого распространенные политологические категории представляются не вполне нерелевантными.
В докладе делается попытка прикладного институционального анализа банковского сектора России. Автор сопоставляет разгосударствление банков в России, странах Центральной и Восточной Европы и Китае, а также изучает связь между долей частной собственности в банковском секторе и становлением рыночных финансовых институтов. Анализируется институциональный тупик смешанной экономики и различные направления выхода из него.
«Понять Запад еще не означает понять весь мир; но понять мир нельзя, не понимая Запада» – следуя этой посылке, автор обратился к преждевременно, по его мнению, забы-той методологии структурного функционализма (прежде всего к наследию Э.Шилза), мо-дернизировал ее и применил к анализу длинных эволюционных трендов западной полити-ческой формы. «Центр» как метафора и одновременно политическая реальность – вот формула, позволившая по-новому взглянуть на происхождение и природу современного государства, политические преломления христианской религиозности (в том числе секу-ляризованные), феномены империи, разделения властей, партийности, федерализма etc. Книга завершается анализом актуального состояния западной политической формы и предположениями относительно ее дальнейшей судьбы.
Предложен политико-правовой подход к концептуализации современного демократического государства как правового, социального и светского государства. Определены нормативно-правовые, институциональные и социально-политические параметры правового, социального и светского государства.
На примере банковского сектора в препринте показано, что в России границы государственной собственности являются размытыми. Хаотичный уход государства из экономики оставил большое число активов, создававшихся на общественные средства, формально вне рамок государственного сектора. Из более чем 50 банков, контролируемых государственным капиталом в широком смысле слова, федеральные органы исполнительной власти официально контролируют только 4 учреждения, региональные - ещё 12 учреждений.
Анализируются вопросы реформирования уголовной политики с учетом задач модернизации страны, вносятся предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения, в том числе в части повышения эффективности уголовно-правовой охраны важнейших ценностей.
В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.