Статья
Ten Years of Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media: Statements on the Field
Issue 20 celebrates ten years of Digital Icons. As an integral part of this celebratory issue we want to paint a broad picture of the changes Runet underwent in the last decade. In order to achieve this goal, we asked leading scholars in the field—among them most of the authors of Digital Icons 1—for short statements: Did Runet change in the past ten years, and if so, how? Has this change affected the academic or professional field in which you work? Did the field itself change? Have your methods and theories of study evolved? Based on the answers we received from Olena Goroshko, Tatjana Hofmann, Ekaterina Lapina-Kratasyuk, Sudha Rajagopalan, Ellen Rutten, Robert A. Saunders, Henrike Schmidt, Elena Trubina and Vera Zvereva, we compiled a panorama of ten years of Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media.
Исследуется феномен ностальгии по позднему советскому времени. Использованы результаты наблюдений автора за жизнью ностальгического сегмента российской блогосферы. Теоретической основой работы являются концепции прошлого, коллективной памяти и ностальгии, развитые М. Хальбваксом, Д. Лоуэнталем, С. Бойм.
This book provides a comprehensive analysis of the ways in which new media technologies have shaped language and communication in contemporary Russia. It traces the development of the Russian-language internet (Runet) from late-Soviet cybernetics to the advent of Twitter and explores the evolution of web-based communication practices, showing how they have both shaped and been shaped by social, political, linguistic and literary realities. Throughout the volume, leading Runet scholars draw attention to features and trends that are characteristic of global new media, as well as those that are more specific to Russian media culture.
В данной статье обозначены концептуальные рамки для анализа параллельных (или субверсивных) медиаактивностей в России, которые позволяют российским медиапотребителям действовать независимо от официальных институционализированных наборов правил и постоянно нарушать традиционные правила (базирующиеся на высокой степени государственного вмешательства в контент) и одновременно глобальные правила капиталистической медиаэкономики, базирующейся на коммерческих интересах. Эти альтернативные наборы правил могут быть интерпретированы либо как некая параллельная общественная сфера, предлагающая альтернативные дебаты, либо как отдельные параллельные виды деятельности, компенсирующие провалы спроса и предложения. Автор предлагает две гипотезы. Первая исходит из предположения, что доступность в целом медиапродуктов в России является ключевым элементом современного социального контракта. Вторая гипотеза связывает параллельные виды активности в области медиа с актами политического активизма в узких группах населения, которые не могут найти возможностей для самовыражения в институционализированном медиапространстве, и используют альтернативные виды медиа (блоги в первую очередь), и составляют таким образом параллельную общественную сферу.
The development of local media products gives citizens a chance to struggle for the city. In some cases, it means literally to appropriate urban space and to maintain control over it within the game (“Ingress the Game”). In other cases, it refers to attempts to produce a legitimate language of urban descriptions within the district blog (“Local blogs”). We distinguish different media formats containing the specific organization of citizens’ participation in urban life and analyze their initial goals and failures. Reflecting upon some of the ways how everyday life practices, an imaginary dimension of the city and technical issues of communication are linked together, we conclude that new media are as a simulator of more complex social interactions. The “Local blogs” project provides the communication platform that lacks the mechanism of self-presentation and has too many alternatives in field of social networks. Meantime the foolproof gameplay of Ingress integrated with other services and networks tends to overcome the simplified idea of competition and appropriation for constructing more advanced urban descriptions of a consolidated game community.
В статье обсуждаются два направления дискуссий о медиа и образовании: первое - технологическое, связано с проблемами внедрения цифровых технологий в учебные практики, второе - содержательное - касается проблемы формирования программ дисциплин, в которых медиа становятися не только средством, но и предметом изучения.
Новые медиа в гуманитраном образовании - электронный сборник статей, включающий три части и одно приложение: научно-исследовательский блок (статьи В. Гатова, Е. Лапиной-Кратасюк, Ильи Стечкина, Вероники Ярных и др,), экспертно-практический блок (статьи Виталия Лейбина, Ольги Соломатиной, Николая Кононова и др.), а также некоторые, наиболее актуальные и профессионально выполненные работы аспирантов. Книга предназначена преподавателям и студентам вузов, экспертов и практиков в области медиа, а также широкого круга читателей, интересующегося проблематикой сетевой коммуникации
Статья посвящена проблеме коммуникативных особенностей конструктивной структуры шрифтовой айдентики в сфере брендинга городов. Данная проблема рассматривается в рамках нелинейности визуального сообщения на основе типологии, сравнительного и структурного анализа шрифтовой айдентики городов мира. В статье анализируется бренд-идентификация города Мурманск (2015 г.) с применением качественных методов исследования: экспертного интервью с дизайн-разработчиком айдентики Мурманска.
Настоящий учебник предназначен для изучения базовых представлений о процессах функционирования различных типов текстов, создаваемых или размещаемых в современных медиа. Учебник знакомит с теоретическими исследованиями текстов и деятельности по созданию текстов, рассматривает роль текстов в формировании внутреннего мира и жизненного пространства современного человека. Много внимания уделено описанию особенностей медиатекстов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Журналистика», «Связи с общественностью», «Политология», «Социология», а также для широкого круга читателей.
Словарь-справочник в форме тезауруса реализует научно-практическую цель помочь специалистам в сфере детства в их деятельности и восполнить недостаточность знаний об инновациях современного детства в жизни и научных концепциях. В создании тезауруса участвовали представители разных наук, при этом связующей дисциплиной для реализации междисциплинарности и метапредметности выступала социология детства. Для профессионалов-практиков, исследователей, а также для студентов, изучающих проблемы детства в смежных областях социологического, психологического, философского, педагогического, культурологического, политологического, исторического и др. знания. Издание осуществлено в рамках проекта, поддержанного РФФИ 16-06-00792-ОГН\18.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.