• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students

Media Practice and Education (до 2018 года Journal of Media Practice) Великобритания. 2020. Vol. 3. No. 21. P. 200-211.

Проблемы медиаобразования и медиаграмотности, давно находящиеся в фокусе внимания различных наук, тесно связаны, с одной стороны, с возможностями свободного доступа к медиа и умением продуцировать собственные медиатексты, а с другой – со способностью критически осмысливать получаемую из медиа информацию, адекватно оценивать ее источники и стоящие за ними интересы и ценности, а главное – с вопросами доверия к медиа и производимому ими контенту в целом. Заметим при этом, что сам по себе феномен доверия является одним из наиболее спорных и сложных в изучении общественных отношений. Будучи «защитным коконом» в коммуникациях с окружающим миром, компенсаторным механизмом в общественных итеракциях, фактором стабилизации в обществе возрастающей неопределенности [Гидденс 2011, Селигмен 2002]; своего рода ставкой на лучшее в условиях радикальных социальных изменений, смягчающей ощущение непредсказуемости [Sztompka 1999]; ключевой характеристикой, определяющей прогресс [Фукуяма 2006], доверие может рассматриваться как стратегия сокращения сложности, инструмент решения проблем [Luhmann 1979] – и, соответственно, недоверие в социальных отношениях разрушает и дестабилизирует различные социальные коммуникации. При этом – парадоксальным образом – хотя уровень доверия к СМИ как социальному институту продолжает оставаться важным индикатором благополучия в обществе, умение сомневаться в информации медиа, готовность критически отнестись к любому медиасообщению характеризуют определенную зрелость социума, уровень медийной грамотности и критического мышления граждан. Именно поэтому нам, в ходе пролонгированного, охватывающего несколько лет, исследования уровня медиаграмотности российских студентов, результаты которого представлены в данной статье, представлялось важным не просто сделать акцент на изучении распространенности тех или иных медиаустройств и возможностях доступа к каналам информации, но и сфокусироваться на вопросах доверия к новостям и источникам информации.