Статья
The Shadow of God in Jean-Paul Sartre's Metaphysics
В статье рассматриваются вопросы ответственности в гражданском процессуальном праве с точки зрения теории и методологии современной юридической науки, предлагается новый взгляд на систему юридической ответственности и место в такой системе гражданской процессуаль- ной ответственности. Механизм процессуальной ответственности раскрывается через категорию «неуважение к суду».
В работе рассматривается, как решается в античной и средневековой философии проблема единства/множественности миров и проблема вечности/сотворения мира. В античной философии, согласно одной тенденции, мир один, един, уникален (элеаты, Платон, Аристотель). Согласно второй, существует множество миров (пифагорейцы, атомисты). Сторонники первого направления расходились в вопросе о вечности мира. Сторонники второго дискутировали, существуют одновременно или последовательно сменяют друг друга? Эти вопросы сохраняются в средневековой христианской философии. Но если вопрос об актуальном существовании нашего мира как уникального и единственного решен положительно, то на вопрос, мог ли Бог ограничиться лишь творением нашего мира, не дан однозначный ответ. Св. Фома Аквинский предлагает доказательства уникальности мира – два “от авторитета” и три собственных.
В статье проводится мысль о том, что культурные и индивидуальные ценности связаны друг с другом не прямо, а через сознание и деятельность, что предполагает целостное единство культурно-исторического и деятельностного методологических подходов в психологических исследованиях. Деятельность оказывает решающее влияние на формирование сознания и личности: она лежит в их основании. В культурно-историческом подходе таким основанием, своего рода единицей анализа сознания и личности, является ценностно ориентированное переживание. Необходимость интеграции деятельностного и культурно-исторического подходов лежит в целостной онтологии психики, поведения, деятельности, переживания, смысла, сознания, личности, культуры и ее ценностей.
Статья рассматривает вопросы связи между ценностью справедливости и проблемой безопасности в условиях либерального общества. Основной вывод статьи заключается в том, что дальнейшая глобализация и связанные с ней военные интервенции, ровно как и борьба с террором, неизбежно влекут либеральное общество по пути наращивания военных приготовлений, которые полностью подрывают основные либеральные добродетели. Либеральное общество стоит перед выбором: либо предпочесть безопасность и усиливать безопасность, либо пожертвовать мнимой безопасностью, поскольку угроза террора, является угрозой не только мнимой, но и спровоцированной самими военными приготовлениями, и сохранить ценности свободы, права и справедливости.
В условиях быстро растущей мировой экономики БРИК объединяет новые развивающиеся рынки стран Бразилии, России, Индии и Китая. Возможности экономик этих стран значительно улучшили уровень жизни населения, но в тоже время оказали сильное влияние на трансформацию социальной структуры, норм и ценностей обществ каждой страны. Мировая общественность все больше сосредоточена на анализе развития микроэкономики регионов, а изучение социальных изменений часто остаются в стороне, сравнительные исследования социальной структуры стран БРИК еще более редки. Это пособие - результат совместной работы ведущих социологов стран БРИК. Своими исследованиями они заполнили пробелы в существующей литературе, сфокусировав основное внимание на анализе изменений и перспектив социальной стратификации, осветив такие темы как социальные классы, неравенство в образовании и доходах, стили потребления, классовое сознание и ценности. Каждая тема представлена работами авторов всех четырех стран. Данное масштабное сравнительное исследование позволяет читателю не только получить информацию о растущей экономике и социальных изменениях, но и понять как эти развивающиеся страны с совершенно разными историческими, географическими, культурными, языковыми, религиозными и политическими особенностями могут объединить свои практики для решения единых социальных проблем. Читателям предоставлена уникальная возможность изучить глубинные структурные изменения обществ БРИК, определяющие будущее этих стран, а в глобальной перспективе, формирующие социально-экономическую картину всего мира.
The first part of this book is devoted to the old problem of fundamental motivations that can hardly be approached in another way, other than theoretically. The second part of the book is devoted to new or rather marginal concepts that seem capable to enrich general models of motivational processes. Part three of the book deals with the issues of self-regulation and self-determination; in the last two decades the problems of motivation can be hardly dealt with without touching these issues. The focus of the last part of the book is cultural context and cultural mediation of motivation. This book was planned not as a collection of discoveries to be considered, but rather as a collection of nontrivial views that may turn helpful for making a better sense of the discoveries actually made. (Imprint: Nova)
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.