• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Телесная идентичность в системе самосознания индивида

Corpus Mundi. 2020. Т. 1. № 1. С. 36-58.

В статье поднимается проблема трансформации личностной идентичности под влиянием современных масс-медиа. Актуальность это проблемы обусловлена очевидным расхождением между существующими теориями идентичности, согласно которым идентичность рассматривается как устойчивое представление о самотождественности, и реальной практикой наших современников, характерной особенностью которых является стремление к демонстративной трансформации как внешности, так и особенностей идентичности.

Целью исследования является определение места телесной идентичности в системе личностной идентичности и тенденций трансформации телесного самообраза.

Анализ процессов трансформации телесных самообразов у наших современников позволил доказать, что основным драйвером этих процессов являются масс-медиа.

Исследование дает основание сформулировать вывод о том, что телесная идентичность представляет собой комплекс знаков, выступающих в роли фильтров восприятия действительности, и маркеров, определяющих отношение к воспринятым явлениям. В других терминах: идентичность есть дискурс, определяющий личную, групповую и мегагрупповую коммуникацию. Если в прошлые века основными субъектами, которые участвовали в формировании идентичности развивающейся личности, были – помимо личного опыта – семья, церковь, улица, школа, предлагавшие достаточно гомогенные телесные образы, то современные медиа демонстрируют множество противоречивых вариантов телесной идентичности, вынуждая индивида каждый раз подстраиваться под новые требования.

Статья предназначена для исследователей современных медиа.