• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Механизмы общественного участия в процедурах стратегического планирования в Российской Федерации

Статья посвящена общественному участию граждан в процедурах стратегического планирования. В работе рассмотрены цели общественного участия, 3 группы существующих моделей (по степени влияния граждан на принимаемые государственные решения), а также представлены типовые методы, характерные для каждого типа моделей. На основе этого проведен анализ механизма общественного участия в процедурах стратегического планирования в Российской Федерации посредством изучения источников кодифицированного права и инициатив открытого правительства. Показаны и проанализированы 3 уровня стратегического планирования в РФ, сделан вывод о том, что первый (федеральный) уровень является доминирующим с точки зрения централизации решений, количества и полномочий участников. Было установлено, что в текущей модели принятия стратегических решений общественное участие (учет мнений граждан) не носит системный характер. При этом, поскольку законодательно закреплены права граждан на обращение в государственные органы за информацией и право граждан быть вовлеченными, но отсутствуют системные федеральные механизмы паритетного участия (на этапах разработки, реализации и контроля за реализацией решений), механизмы, гарантирующие учет собранных мнений при принятии решений, равно как механизмы делегирования функций и др., текущая модель общественного участия в стратегическом планировании была классифицирована как относящаяся к группе моделей символического участия (с ориентацией на модели реального участия граждан).