Статья
О рекомендациях по конфигурации электронных платформ общественного участия: обзор российского и международного опыта
Статья посвящена общественному участию граждан в процедурах стратегического планирования с помощью электронных платформ. В работе рассмотрены группы современных исследований, посвященных вопросам анализа проектов общественного участия, и показано недостаточное освещение вопросов типологизации реальных электронных платформ и выявления их рекомендованных конфигураций. Для решения этой задачи в работе проведен анализ 37 российских электронных платформ общественного участия, на основании чего предложена их классификация по основной цели, проведен сравнительный анализ параметров электронных платформ каждого типа. На основании проведенного анализа из исследования были исключены 27 платформ, поскольку они относились к платформам, направленным на решение индивидуальных проблем жителей (электронные онлайн-приемные). Был проведен анализ параметров 10 оставшихся платформ, используемых для целей социально-экономического планирования, и были сделаны выводы о типичных параметрах (профиле, устройстве) этих платформ. Для выведения эталонных (с точки зрения лучшей практики) параметров конфигурации электронной платформы, был проведен анализ моделей электронного общественного участия стран-лидеров международных рейтингов по показателям развития электронной демократии и электронного участия. После обобщения результатов данного анализа, был проведен сравнительный анализ устройства российских и зарубежных платформ электронного общественного участия, на основании которого были сформулированы 9 эталонных (рекомендованных) параметров конфигурации платформы.
Применение методов стратегического управления получило широкое распространение в государственном управлении развитых стран мира. Методология создания долгосрочных национальных стратегий разрабатывается и рекомендуется международными организациями. Исполнение первой официальной долгосрочной стратегии России (Стратегии-2020) обусловило исследование различных принципов организации стратегического процесса в мире. Исследование двух зарубежных аналогов (Норвегии и Южной Кореи) по созданию государственных стратегий и сравнение с российской практикой показали, что модели стратегического управления отличаются в различных политических режимах. Схема организации стратегического управления и инструменты вовлечения политических акторов в формулирование стратегии может оказывать влияние на возможности исполнения стратегии
В брошюре приводится описание и классификация основных видов механизмов общественного участия граждан в процессе стратегического планирования социально-экономического развития территории муниципального образования; осуществляется взаимоувязка механизмов ОУ и ключевых стадий разработки и реализации документов стратегического планирования; формируется универсальная, позволяющая разрабатывать алгоритм применения механизмов ОУ на различных этапах стратегического планирования для муниципальных образований разного масштаба.
В статье приводится анализ процесса стратегического планирования социально-экономического развития территории ряда муниципальных образований с позиции использования в ходе разработки и реализации документов долгосрочного планирования механизмов общественного участия. В основе методики исследования лежит Модель общественного участия в процессе стратегического планирования Фонда «Институт экономики города»
В статье рассматривается процесс взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти в Санкт-Петербурге. Прослеживается динамика этого процесса, указываются пики и спады гражданской активности. Выделяются различные стадии общественного участия (общественное, гражданское, политическое), которые проиллюстрированы на примере активности институтов гражданского общества в Санкт-Петербурге.
Согласно исследованиям, сегодня в образовании сайты используются чаще и эффективнее, чем в других отраслях социальной сферы – медицине и культуре. Однако до сих пор потребители образовательных услуг не могут найти на них всю нужную им информацию. Высшая школа экономики и «Социальный навигатор» РИА Новости совместно осуществили исследование, основной задачей которого стала оценка готовности школьных сайтов ответить на растущие информационные запросы и коммуникационные потребности родительской аудитории. Результаты этого исследования, основные тенденции и проблемы развития информационной открытости сайтов российских школ представлены в данной статье.
Методическое пособие «Технологии общественного участия и межсекторного социаль- ного партнерства» разработано в ходе реализации проекта «Продвижение информации о некоммерческих организациях, об их ценностях, лучших практиках через создание и дея- тельность коалиций и проведение дней открытых дверей в регионах» и включает резуль- таты работы Санкт-Петербургского центра «Стратегия» и АНО «Содружество». В пособии описаны технологии общественного участия и межсекторного социального партнерства НКО и власти, опробованные в регионах России в 1995–2013 гг. Приведен набор лучших практик реализации таких технологий, как прозрачный бюджет, прикладной бюджетный анализ, общественные слушания, общественные консультативные структуры при орга- нах власти, общественное участие «под ключ», как привлечь внимание СМИ, как постро- ить коалицию, как подготовить и провести Дни открытых дверей НКО. Даны конкретные примеры и проблем, и успехов в реализации данных технологий.
This book constitutes the refereed proceedings of the 8th IFIP WG 8.5 International Conference on Electronic Participation, ePart 2016, held in Guimarães, Portugal, in September 5-8, 2016.
The 14 revised full papers presented were carefully reviewed and selected from 31 submissions. The papers reflect completed multi-disciplinary research ranging from policy analysis and conceptual modeling to programming and visualization of simulation models. They are organized in four topical threads: theoretical foundations; critical reflections; implementations; policy formulation and modeling.
В статье приводится описание и классификация основных видов механизмов общественного участия граждан в процессе стратегического планирования социально-экономического развития территории муниципального образования; осуществляется взаимоувязка механизмов ОУ и ключевых стадий разработки и реализации документов стратегического планирования.
Вводная статья ко всему циклу работ сборника содержит описание проблем оценки и мониторинга состояния гражданского общества в России. Обсуждаются определения понятий "гражданское общество", "социологический мониторинг", "демократия", "демократические процедуры" и др. Дан обзор разработанного инструментария, предназначенного для оценки влияния институтов гражданского общества на общественное развитие. Кратко охарактеризованы три инструмента, использованные при проведении исследования гражданского общества в России в 2009--2010 гг.: индекс оценки состояния публичной политики в регионах (ЯН-индекс); рейтинг регионов по продвижению механизмов межсекторного партнерства (АЯ-рейтинг); индекс оценки полноты и качества механизмов электронного участия (Индекс КИ_ОС), представленных на сайтах федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.