Статья
Концепции цифровой грамотности: российский опыт
В статье рассматриваются теоретические подходы, описывающие понятие цифровой грамотности в российских научных публикациях. Фиксируется высокий интерес к разработке понятия цифровой грамотности в мире, что проявляется в быстром росте публикаций по данной теме, начиная с 1997 года, число которых к концу 2018 года исчислялось сотнями. В России первые публикации по вопросам цифровой грамотности появились в 2010 году. К концу третьего квартала 2018 года в базе данных РИНЦ насчитывалось свыше 200 публикаций с ключевыми словами "цифровая грамотность". Автор выделяет четыре базовых подхода в рассмотрении цифровой грамотности, встречающихся в русскоязычной научной литературе, которые концептуально отличаются друг от друга, а именно: инфокоммуникационно-технологический (ИКТ-подход), психолого-педагогический, медийно-информационный и "индустриальный". Выделенные направления были осмыслены рамках обобщенного подхода, который представлен в "Четырехкомпонентной модели цифровой грамотности", предложенной автором настоящей статьи в 2015 году.
Аннотация:
Данный курс рассчитан на ознакомление студентов с новыми условиями, в которых реализуются права человека в условиях развития информационного общества и его основного феномена – Интернета.
При решении вопроса о реализации прав и свобод в Интернете следует учитывать уровень развития информационного общества. Его развитие затрагивает как культурные аспекты прав человека (варьируясь в зависимости от национального сегмента сети Интернет), так и правоприменительную практику их реализации. Сегодня право доступа к информации выходит на первый план, являясь основным правом человека в информационном обществе.
Мы столкнулись с принципиально новыми явлениями, когда стирается грань между производителем и потребителем информации. Любой пользователь может теоретически стать производителем массовой информации посредством ведения личных дневников (блогов), размещая информацию в социальных сетях, общаясь посредством электронной почты, электронных конференций (чатов) и пользуясь иными возможностями, предоставляемыми современным уровнем развития сетевых технологий.
Можно выделить три уровня управления Интернетом: международный, национальный (государственный) и уровень саморегулирования. В силу специфики Интернета ни один из этих уровней не может являться самодостаточным или единственно возможным. Следует показать взаимоотношения между каждым из уровней и определить роль каждого из них при реализации конституционных прав и свобод в Интернете. Данные проблемы будут являться предметом рассмотрения данного курса.
Курс разделен на общую и особенную части. В общей части будут рассмотрены темы, посвященные рассмотрению правового регулирования российского и зарубежных сегментов Интернета.
Конференция "Интернет и современное общество" (Internet and Modern Society – IMS) проводится в Санкт-Петербурге ежегодно с 1998 года.
Основные цели объединенной научной программы: развитие междисциплинарных исследований информационных технологий, электронных библиотек, методов и технологий интеграции электронных коллекций; взаимодействия информационных ресурсов и формирования электронного документного пространства научных исследований и инноваций.
Технологии информационного общества - междисциплинарная область исследований и разработок, обеспечивающая интеграцию данных и методов технических и гуманитарных наук. Важным научным направлением конференции является обсуждение результатов исследований в области создания e-Science (инфраструктуры научных данных и информационных систем), разработки программных средств по созданию такой инфраструктуры, включающих в себя средства сбора, моделирования и представления данных на основе международных стандартов, исследований информационных технологий электронного правительства и управления государственными информационными системами, развития общества знаний на основе применения информационных технологий в социально-гуманитарной сфере.
В учебном пособии рассматриваются практические приемы создания информационных Web-сайтов с использованием инструментальной системы Microsoft Visual Studio. Излагаются основные понятия компьютерных сетей, теги HTML-разметки Web-страниц, создание таблиц стилей с использованием визуального дизайнера, разработка визуального дизайна Web-сайта и хостинг Web-сайта с HTML-страницами. Приводятся схема функционирования Web-сайтов с HTML‑страницами и схема функционирования Web-сайтов c активными серверными страницами. Даются начальные сведения об использовании инструментальной системы Microsoft Visual Studio для создания Web-сайтов с активными серверными страницами, использующими C# в качестве языка программирования серверных скриптов.
Работа написана на основе материалов курсов, которые на протяжении ряда лет читался автором на факультете менеджмента в Санкт-Петербургском филиале государственного университета – Высшей Школы Экономики и на математико-механическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
Работа посвящена исследованию сетевых механизмов антиавторитарных движений. Здесь также предпринимаются попытки определить содержание и природу протестов, организуемых при помощи Интернет-ресурсов.
В главе проводится сопоставление классического и неклассического подходов к психодиагностике, дана характеристика личностных ресурсов как мишеней неклассической психодиагностики. Описаны исследовательские задачи и принципы планирования исследований в рамках изучения личностного потенциала, систематизированы эмпирически измеряемые переменные, на которые могут опираться эти исследования. Отдельная часть главы посвящена проблемам исследований в сети Интернет.
В статье рассматривается феномен взаимосвязанных глокальных сообществ гостеприимства, распространившихся недавно по всему миру в контексте развития сети Интернет и процессов культурной глобализации. Основное внимание в работе уделяется описанию типичного сообщества пользователей крупнейшей социальной сети гостеприимства CouchSurfing.org в Санкт-Петербурге. Как показывает исследование, в рамках этого веб-сервиса происходит трансформация виртуальных групп пользователей, локализованных в разных точках земного шара, в реальные и взаимосвязанные глокальные сообщества, создающие у их членов общую идентичность и единство норм, ценностей и практик.
В работе рассматриваются аспекты использования ресурсов интернета в учебном процессе образовательных учреждений, в частности фильтрация контента и возможности использования фактографической информации.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.
В статье рассматривается немецкий молодежный язык, характерный для сайтов Интернета. Исследование проводится на материале немецкоязычных веб-ресурсов: форумов, чатов, социальных сетей, развлекательных и игровых порталов. Выделяются основные тематические группы, анализируются особенности встречающейся в сети молодежной жаргонной лексики.
Статья посвящена проблеме коммуникативных особенностей конструктивной структуры шрифтовой айдентики в сфере брендинга городов. Данная проблема рассматривается в рамках нелинейности визуального сообщения на основе типологии, сравнительного и структурного анализа шрифтовой айдентики городов мира. В статье анализируется бренд-идентификация города Мурманск (2015 г.) с применением качественных методов исследования: экспертного интервью с дизайн-разработчиком айдентики Мурманска.
Настоящий учебник предназначен для изучения базовых представлений о процессах функционирования различных типов текстов, создаваемых или размещаемых в современных медиа. Учебник знакомит с теоретическими исследованиями текстов и деятельности по созданию текстов, рассматривает роль текстов в формировании внутреннего мира и жизненного пространства современного человека. Много внимания уделено описанию особенностей медиатекстов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Журналистика», «Связи с общественностью», «Политология», «Социология», а также для широкого круга читателей.
Словарь-справочник в форме тезауруса реализует научно-практическую цель помочь специалистам в сфере детства в их деятельности и восполнить недостаточность знаний об инновациях современного детства в жизни и научных концепциях. В создании тезауруса участвовали представители разных наук, при этом связующей дисциплиной для реализации междисциплинарности и метапредметности выступала социология детства. Для профессионалов-практиков, исследователей, а также для студентов, изучающих проблемы детства в смежных областях социологического, психологического, философского, педагогического, культурологического, политологического, исторического и др. знания. Издание осуществлено в рамках проекта, поддержанного РФФИ 16-06-00792-ОГН\18.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.