• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Концепции цифровой грамотности: российский опыт

Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 96-112.

В статье рассматриваются теоретические подходы, описывающие понятие цифровой грамотности в российских научных публикациях. Фиксируется высокий интерес к разработке понятия цифровой грамотности в мире, что проявляется в быстром росте публикаций по данной теме, начиная с 1997 года, число которых к концу 2018 года исчислялось сотнями. В России первые публикации по вопросам цифровой грамотности появились в 2010 году. К концу третьего квартала 2018 года в базе данных РИНЦ насчитывалось свыше 200 публикаций с ключевыми словами "цифровая грамотность". Автор выделяет четыре базовых подхода в рассмотрении цифровой грамотности, встречающихся в русскоязычной научной литературе, которые концептуально отличаются друг от друга, а именно: инфокоммуникационно-технологический (ИКТ-подход), психолого-педагогический, медийно-информационный и "индустриальный". Выделенные направления были осмыслены рамках обобщенного подхода, который представлен в "Четырехкомпонентной модели цифровой грамотности", предложенной автором настоящей статьи в 2015 году.