• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Национализация в экономической политике субъектов Российской Федерации (конституционно-правовой аспект)

В статье ставится вопрос о совершенствовании правовых условий деятельности субъектов Российской Федерации в экономической сфере. Одним из факторов благоприятного инвестиционного климата является правовая определенность рыночных институтов. В России закреплен институт национализации как инструмент решения экономических задач органов публичной власти и как гарантия защиты прав частной собственности. Но его правовое содержание и механизм реализации законодательно не определены. Национализация является необходимым средством решения важных задач по экономическому развитию субъектов Федерации. Она обеспечивает изъятие имущества от неэффективных собственников в государственную для создания перспективных инвестиционных проектов, новых возможностей для регионального рыночного хозяйства. Показывается на ряде примеров потребность использования национализации (изъятие имущества частных лиц в государственную собственность) крупных производственных комплексов. Отдельно выделяется пример региональной национализации в новых субъектах Российской Федерации (Республики Крым, г. Севастополь). Признавая политико-экономическую необходимость использования этого института в данной переходный период, признается неоднозначная оценка конституционно- правовой определенности полномочий субъектов по данному вопросу. Предлагается федеральному законодателя разрешить эту проблему посредством принятия федерального закона о национализации, в котором определить понятие, содержание и основные параметры механизма национализации. При этом решить вопрос о наделении субъектов Федерации полномочиями по регулированию отдельных вопросов процедуры национализации, определения национализируемых объектов, необходимых для решения задач региональной экономической политики.