Статья
Прошлое на переднем крае политики идентичности
Интерпретации истории стали заметной частью политического дискурса в странах Европейского союза, а политика памяти – ключевым направлением политики идентичности не только в “новой” Европе в контексте процессов нациестроительства, но и в “старой” Европе, где на уровне государств, регионов в их составе, претендующих на автономный статус, и наднациональных структур оформляются разные исторические нарративы. В образовательном пространстве ЕС предпринимаются попытки преодоления разделенного прошлого при подготовке школьных учебников истории нового поколения. Активную роль в этом процессе играет Германия. Пересмотр национальных “больших нарративов” и отражение в политике идентичности нарративов и идентичностей различных групп многокультурных обществ – феномен ХХI века, связанный не только с поиском эффективных механизмов поддержания социального согласия, но и с ростом массового недовольства перспективами интеграционного проекта и подъемом “нового национализма” в благополучных регионах “старой” Европы. На основе анализа массива эмпирических источников – результатов массовых опросов и анкетирования школьников, текстов учебных программ, сетевых ресурсов, экспертных оценок учебников истории – показано, как в странах демократической политической традиции интерпретации прошлого используются в школьном образовании для пересмотра повестки дня государственного регулирования и легитимации установок “нового национализма” в массовом сознании.
В статье сопоставляются некоторые базовые характеристики национальной идентичности российских и американских студентов. Были исследованы взгляды студентов трех ведущих вузов России (МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ) и студентов Принстонского университета (США). В первой части статьи анализируются: нормативные представления о стране как об объекте национальной идентичности (характер отношений страны с другими странами и базовые принципы обществен- ной жизни). Во второй части будут исследованы компоненты отношения к стране, делающие ее объектом национальной идентичности (страновой фаворитизм, уровень критического отношения к стране и специфика проявления чувства долга перед своей страной).
В сборник, подготовленный в рамках проекта "Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов", по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.
Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка обозначил проблемы обеспечения в России прав детей с инвалидностью на образование. В заключительных замечаниях к докладу Комитета ООН по правам ребен# ка рекомендовал Российской Федерации принять необходимые меры в целях улучшения сложившейся ситуации с реализацией права детей с инвалидность на образование в рамках международных обязательств России как государства — участника Конвенции. В докладе представлен анализ федерального законодательства по рассматриваемому вопросу, опыт уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации, вы# воды и рекомендации по обеспечению права детей с инвалидностью на образование.
В работе описаны и использованы на практике (на основе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения 2000-2006 гг.) несколько методик проверки гипотез скрининга. Проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование является лишь фильтром способностей обучающихся. Пройдя этот фильтр, выпускник получает сертификат, который в дальнейшем может быть использован в качестве сигнала на рынке труда. В работе также показано, что с ростом внутрифирменного стажа последствия использования таких сигналов у женщин ослабляются гораздо слабее, чем у мужчин.
Вводятся понятия «политического» и «духовного» «ядра», с помощью которых дается определение понятия «локальной цивилизации» – одного из центральных в создаваемой согласованной системе понятий, необходимых для описания таких сложных социально-исторических явлений, как ЕС, составляющие ее национальные государства, США, Россия, а также процессов их развития и взаимодействия в условиях глобализации. «Политическое ядро» задает базовые принципы, лежащие в основе отношений в обществе. «Политическое ядро» менее специфично и менее динамично, чем «духовное». Но именно неизменность первого и его конфликт со вторым обуславливает циклы российской истории и трудность выхода из «порочного круга», варианты которого обсуждаются. «Духовное ядро» представляет собой совокупность базовых смыслов, включающих смыслы жизни индивида, идеалы, высшие ценности, оно принадлежит связанной с образованием высокой культуре (а не массовому быту, связываемому с «ментальностью»), идущей от верхних слоев общества. Рассмотрен процесс этической индивидуализации-идеализации «смысла жизни» и связанное с ним появление «мировых» религий и философий, с одной стороны, и трех основных форм индивидуализации смыслов жизни – с другой (на материале истории древнего Средиземноморья). Рассмотрена связь «мировой религии» и «локальной цивилизации» и показано, что во вся-
ком случае на Западе (и в России) ведущими являются светские, а не религиозные составляющие. Последнее говорит о том, что степень связи религии и «локальной цивилизации» у Тойнби, Хантингтона и их последователей сильно преувеличена.
В работе на основе данных «Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения» (РМЭЗ) 2000-2005 гг. выполнена проверка гипотез скрининга. Предложена простая теоретическая модель, поясняющая идею эмпирического исследования. На основе оценок уравнений доходов Минсеровского типа показано, что группы занятых, подверженные скринингу с использованием образовательных сигналов, имеют более высокую отдачу от образования в терминах доходов по сравнению с лицами, не подверженными скринингу, при прочих равных условиях. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие сигнальной роли образования на российском рынке труда. В то же время, проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование не повышает человеческий капитал обучающихся, не повышает их производительность, и является чисто формальным фильтром их способностей.
В коллективной монографии представлены практические и теоретические материалы, посвященные инновационной деятельности в системе образования.
Излагаются взгляды на роль и содержание математического образования в современном обществе как на реальные основные факторы формирования структуры общества.
Статья посвящена рассмотрению науки, образования и бизнеса как ключевых институциональных агентов формирования гражданской идентичности в современном обществе. Выявлена специфика гражданской идентичности как субъект-объектного взаимодействия индивида и государства, определены предпосылки диверсификации государственной власти в поле формирования гражданской идентичности.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Рецензия посвящена новому справочнику по агиографические текстам славянской письменности. Отмечаются заслуги издания и критикуются отдельные его недостатки.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.