• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Рагамала: явление и проблемы интерпретации (на примере первых известных изображений раг)

Статья посвящена рагамала, уникальному феномену индийского искусства, связывающему музыку, поэзию и живопись. История его изучения насчитывает уже более столетия, однако многие аспекты еще не исследованы в достаточной мере. Так, хотя некоторые образцы его первого известного проявления в живописи Индии второй половины XV в. и стали хрестоматийными для литературы, посвященной рагамала, за пределами внимания исследователей обычно оставались контексты их возникновения. Они довольно сильно отличаются от тех, которые дали жизнь последующей традиции XVI–XIX вв., и их изучение существенно проясняет комплексный характер феномена в целом. Наиболее ранние известные изображения раг встречаются на полях манускрипта «Кальпа-сутры», канонического текста джайнизма. Несмотря на свое периферийное положение в структуре памятника, они представляют организованную систему, параллельную основному тексту, и играют в манускрипте определенную роль. В статье рассмотрены обстоятельства, которые повлияли на форму и на сам факт появления раг на листах рукописи; рассмотрены источники их иконографии, а также предложена интерпретация их образов, основанная на сравнительном анализе с типологически сходными изображениями на памятниках западно-индийской живописи того же периода.