• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Motivations, Preferences, and Barriers to Going Abroad: Russian High-tech Start-ups and Small Innovative Enterprises

Seniuk N., Де Грут З. Й.

Настоящая статья посвящена изучению мотивов, предпочтений и барьеров на пути выхода за рубеж российских высокотехнологичных стартапов и малых инновационных предприятий (МИП), принявших участие в “Startup Village”, проведённом в инновационном центре «Сколково» в мае 2019 года. Рассматривая создаваемый ими новый продукт, процесс или бизнес как капитальный товар или потенциальный актив для зарубежного инвестирования, для целей подобного изучения были проанализированы возможности как теоретико-модельного инструментария, так и эмпирические методы социологических исследований. Поскольку, в силу ограниченности возможностей неоклассических теоретических подходов, корпоративная мотивация на микроуровне не поддаётся точному количественному описанию, был использован метод анкетирования и интервьюирования топ-менеджмента участвующих предприятий. Всего было опрошено около 100 участников, каждый из которых заявил о своём намерении заниматься внешнеэкономической деятельностью, причём половина из них уже имеет собственный опыт зарубежной деятельности. При этом, 44% намерены продать свой бизнес или права на инновационный продукт и только 12% готовы к сотрудничеству в рамках совместного предприятия. 

На основе анализа полученных результатов, были оценены корпоративные мотивы выхода за рубеж российских стартапов и МИП в традиционном формате поиска рынков (17,3%), эффективности (20,0%), ресурсов (40,0%) и стратегических активов (22,7%). Это существенным образом отличается от сделанных UNCTAD на рубеже 2005/2006 гг. усреднённых оценок мотивации выходящих за рубеж компаний из развивающихся и переходных экономик, соответственно, 51%/22%/13%/14%. На их фоне, российские инновационные предприятия выглядят значительно более ресурсо-ориентированными и сильнее заинтересованными в поиске стратегических активов. Вместе с тем, менее заинтересованными в поиске эффективности и минимально - в поиске рынков. 

    Их предпочтения значительно различаются, выбирая в качестве желательных партнёров страны СНГ (главным образом Беларусь и Казахстан) и БРИКС (прежде всего - Китай), а также развитые экономики ЕС (с предпочтением Германии). Среди основных барьеров - недостаток собственных финансов и прочих ресурсов и недостаточность государственной поддержки в выходе и продвижении российских компаний за рубежом.

   На основе полученных результатов сделаны адекватные рекомендации  правительству РФ по усилению инвестиционной мотивации российских инновационных предприятий в международной кооперации БРИКС, в форме совместных глобальных цепочек стоимости, на базе собственных объектов интеллектуальной собственности.