• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 15 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Efimova A. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law. 2018. Vol. 11. No. 1. P. 88-105.

Настоящая статья вносит вклад в дискуссию о последстви- ях незаконной транснациональной де- ятельности для государств. Новейшие направления концептуализации транс- национальной организован-ной пре- ступности позволяют определять по- следнюю скорее как экономическую де- ятельность с целью получения прибы- ли, а не как преступную деятельность. Развитие незаконной транснациональ- ной экономической деятельности в зна- чительной степени соответствует трендам в развитии легального бизнеса. Транснациональные криминальные пред- приятия возникали одновременно с ро- стом транснацио-нальных корпораций, используя те же возможности, что и ле- гальный бизнес. В статье обсуждает- ся использование насилия транснацио- нальными преступными группами, да- ется обзор текущих теоретиче-ских де- батов о взаимоотношениях криминаль- ных бизнес-групп с государством. Да- лее в статье проводится эмпирический анализ влияния присутствия незакон- ного бизнеса на слабость государства. Автор предполагает, что в слабых го- сударствах присутствие транснаци- онального криминального бизнеса более вероятно. Полученные результаты под- тверждают значительную корреляцию между этими двумя пере-менными: сла- бость государства позитивно коррели- рует с присутствием организованной преступности. При этом незначитель- ное присутствие незаконного бизнеса не является детерминантом слабости или силы государства

Добавлено: 10 апреля 2018
Статья
Tsyganova L. A., Bieszke Ł. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law. 2017. Vol. 10. No. 6. P. 169-182.

Considering the role of the media in modern society, we need to understand that public opinion about football fans in general is formed out of the information transmitted by the media. The objective of the study is to analyze the different views and aspects of the Euro 2012: its influence on countries development; its profitability but also the behavior of fans – their cooperation and rivalry. However, contemporary scholarship on sports sociology and football fandom subcultures does not recognize class impact on the near-football movement. European Football Championship 2012 showed problems of development and regulation of football fanaticism. It is essential to see how events on Euro 2012 in Poland, collision and confrontation Polish and Russian fans were reflected in Russian, Polish and UK press “Sport-Express”, “Soviet Sport”, “Rossiyskaya Gazeta”, “Gazeta Wyborcza”, “Gazeta Polska”, “The Independent” and “The Guardian”. Football fans’, organization, and culture require precise studies, not only for understanding of current situation, but, perhaps, also for the development of an adequate strategy of interaction with them in the run-up to the World Cup in 2018. It is also necessary to identify not only the relationship of this movement to the different sectors of society, but also a subculture itself and its image in public opinion shaped by the media. In the era of globalization, understanding of youth subcultures is complicated and leads to a paradox. At the moment, there is a modification of the fan movement. On the one hand, we see the transition from bullying to the cultural «fanatism»; on the other hand, the question arises, if the bullies were an integral part of this culture, do we talk about the death or rebirth of culture? Youth subcultures in the era of postmodernism and globalization are transformed, into the phenomenon of «postsubculture», and may enhance the destructive tendencies in the spiritual life of the young generation, increasing the level of nihilistic attitudes. It should also be noted that the movement of football fans is becoming mainstream. There has been an increase in the popularity of fandom in society. This is due to the attention to this phenomenon in the media, in the cinema and fiction.

Добавлено: 1 марта 2018
Статья
Канаев Е. А., Королев А. С. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 26-43.

В статье выявляет- ся влияние проектов Большой Евразии и Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) на развитие отношений между Росси- ей и АСЕАН. Авторы вырабатывают собственные критерии сравнения двух проектов: степень выраженности кон- солидирующей повестки сотрудниче- ства между их нынешними и будущими участниками, соответствие привыч- ной для Восточной Азии – как экономи- ческого драйвера будущих Большой Ев- разии и ИТР – модальности многосто- роннего диалога и наличие предпосылок для реализации обоих проектов в дли- тельной перспективе. Проводя такое сравнение, авторы обосновывают пози- цию, что Большое евразийское партнер- ство значительно более конкуренто- способно, чем проект ИТР. Рассматри- вая сотрудничество России и АСЕАН сквозь призму формирования отноше- ний стратегического партнерства, ав- торы систематизируют причины низ- кой динамики развития кооперации и ее наиболее вероятные будущие направ- ления, отталкиваясь от взаимовлия- ния перспективных планов сторон и формирующегося глобального контек- ста их диалога. В обозримом будущем во взаимодействии Москвы и Ассоциа- ции на первый план выйдут противодействие международному терроризму и наращивание региональных взаимосвя- зей, однако фокус внимания обеих сто- рон будет смещаться с ЮВА на евразий- ское пространство. На взгляд авторов, следствием эволюции проекта ИТР мо- гут стать центробежные тенденции в российско-асеановском сотрудничестве, причиной чего станет снижение эффек- тивности азиатско-тихоокеанских ди- алоговых площадок по вопросам безопас- ности, новые российско-китайские со- вместные маневры в Южно-Китайском море и необходимость на фоне малоубе- дительных результатов уточнить со- держание российско-вьетнамского Все- объемлющего стратегического партнер- ства как основы стратегического пар- тнерства России и АСЕАН. В свою оче- редь Большая Евразия открывает перед Россией и Ассоциацией новые перспекти- вы, в числе которых наращивание взаи- мосвязей и борьба с угрозой международ- ного терроризма на евразийском кон- тиненте посредством адаптации асе- аноцентричных диалоговых площадок АРФ, СМО АСЕАН+8 и ВАС к будущей системе безопасности, сотрудничества и соразвития от Лиссабона до Джакар- ты. Осознание грядущей смены Азиат- ского века на Евразийский и становле- ние Большой Евразии в качестве второ- го глобального полюса позволят России и Ассоциации расширить и диверсифици- ровать сотрудничество, а в перспекти- ве вывести его на самоподдерживающу- юся и самовоспроизводящуюся основу.

Добавлено: 24 мая 2019
Статья
Денисов В. И., Пятачкова А. С. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 86-101.

КНДР стала источником самых ярких сюжетов 2018 года. Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын предпринял решительные шаги по улучшению отношений с Республикой Корея – стороны вели слаженное взаимодействие во время проведения Олимпийских игр в Пхенчхане, а также состоялись три межкорейских саммита – в апреле, мае и сентябре 2018 года. Ким Чен Ын провел три встречи с руководством КНР; не менее широкий резонанс вызвал и саммит Ким Чен Ына и президента США Д. Трампа в Сингапуре. Президент РФ во время Восточного экономического форума во Владивостоке пригласил Ким Чен Ына в Россию; ранее у лидера Северной Кореи состоялись встречи с С.В. Лавровым и В.И. Матвиенко. Эти шаги смотрятся особенно выгодно на фоне предыдущего периода, когда КНДР позиционировалась США и многими другими странами региона как часть «оси зла». Однако, несмотря на произошедшие перемены и то, что Ким Чен Ын пытается выстраивать диалог по разным направлениям, до сих пор сохраняется неоднозначная позиция по поводу реальных интересов и намерений КНДР и будущего северокорейского режима. В статье анализируются существующие точки зрения по проблеме межкорейского урегулирования, на основе чего сделаны выводы о перспективах развития ситуации на Корейском полуострове. В начале исследования приводится комплексный анализ проблемы Корейского полуострова: представлены особенности взаимодействия КНДР с ключевыми международными игроками, рассмотрен вопрос санкций в отношении страны, а также особенности внутриполитической линии КНДР. Далее подробное внимание уделяется текущей внешнеполитической линии Ким Чен Ына, рассматриваются результаты основных значимых международных встреч, включая взгляды экспертов и анализ значения конкретных договоренностей для понимания возможных вариантов развития событий. Затем выделяются мнения экспертов о возможных сценариях решения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Особое внимание уделяется российскому подходу к корейскому урегулированию и потенциальной роли России в нем.

Добавлено: 2 апреля 2019
Статья
Гласер М. А. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 5. С. 142-163.

В статье рассмотрены сущность и особенности политики реализации гуманитарной безопасности ЕС вообще и конкретно в Африке. Выявлены принципиальные линии интереса ЕС к Африке как к фокусу своей гуманитарной политики: фантомы коллективной памяти политического класса стран Западной Европы, огромный потенциал ресурсов и рынков сбыта, миграционная и террористическая опасность. Показано, что необходимость различать беженцев и мигрантов в миграционных потоках в ЕС акцентировала значимость деятельности Союза в обеспечении гуманитарной безопасности в Африке. Аргументировано, что указанная политика рассматривается ЕС как стратегический внешнеполитический нарратив, в ходе написания которого Союз, обеспечивая защищенность Африканского континента, в первую очередь реализует собственные интересы. Уточнены особенности интерпретации этого нарратива в официальных документах Германии как ключевого члена ЕС. Выявлено, что Германия ставит перед собой цель играть главную роль в формировании европейской политики в отношении Африканского континента, а специфика ее подхода заключена в экономоцентричности, что отличает ее от общего подхода ЕС к Африке. Ключевой вопрос статьи: насколько бескорыстна роль Германии как поставщика гуманитарной безопасности в страны Африки? В соответствии с задачей стать ведущим актором политики ЕС на континенте, с ролью лидера либерального мира и с особенностями последствий миграционного кризиса для политической жизни страны, Германия предложила немецкий «План Маршалла для Африки» как конкретизацию своей гуманитарной политики на Континенте. В статье рассмотрены параметры этого плана, его плюсы и трудности реализации. Сделан вывод, что подход ФРГ к Африке в целом, бесспорно, способствует развитию последней. Одновременно он в большой степени ориентирован на решение задач обеспечения национальной безопасности самой Германии, на продвижение интересов немецкого бизнеса, создание через африканское партнерство новых немецких «резервов» в Африке. В этом двунаправленном процессе нет явного противоречия, но результаты его могут быть амбивалентны.

Добавлено: 4 декабря 2018
Статья
Порецкова А. А. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. Т. 8. № 2. С. 19-33.

Политическая пропаганда как концептуальная единица и самостоятельная теория фактически потеряла свое место в эмпирических исследованиях в области политической науки.  Данный концепт находится в двойственном положении, который характеризуется неоднозначным значением для его практического применения. Многие теоретики и практики до сих пор утверждают, что ее нет, другие пытаются доказать, что она не достигает тех целей, что ей приписывают (социализация, легитимация и так далее). Однако в начале своего пути, пропаганда существовала именно в сфере практического знания и применения.

Исследовательская проблема, которая поднимается в данной статье, касается изучения существующих теорий и моделей, предлагаемых различными авторами и исследователями из ряда смежных с политической наукой дисциплинарных полей, и попытки концептуализации и проработки  адекватных теоретических подходов к изучению политической пропаганды, предполагающих определенные методологические допущения и специфические методы для ее последовательного изучения.  

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Бондаренко Д. М., Хохолькова Н. Е. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 2. С. 30-45.

Статья посвящена проблеме идентичности африкано-американцев в постсегрегационный период (после 1968 г.). Дилемма «двойного сознания» африкано-американцев, впервые обозначенная еще в конце XIX – начале ХХ вв., остается актуальной и по сей день. Потомки рабов, на протяжении столетий находившиеся на периферии американского общества, испытывали и отчасти продолжают испытывать внутренний конфликт, обусловленный наличием «африканского» и «американского» компонентов идентичности. В центре внимания авторов – афроцентризм, социокультурная теория, предложенная в 1980 г. Молефи Кете Асанте в качестве стратегии преодоления этого конфликта и конструирования особой формы коллективной «африканской» идентичности африкано-американцев. Теория, в основе которой лежит идея о центральном положении Африки и всех людей африканского происхождения в мировой истории, была призвана полностью деколонизировать и трансформировать сознание африкано-американцев. С целью избавления от приобретенного за годы рабства и сегрегации и наследуемого комплекса неполноценности афроцентристы предложили африкано-американцам реафриканизировать самосознание, обратиться к африканским культурным корням. В статье представлен краткий обзор истории афроцентризма, рассмотрены предпосылки его возникновения, интеллектуальные истоки, а также основные структурные элементы. Особое внимание уделено методологии и практике афроцентричного образования. Авторы анализируют концепты расовой идентичности, «черного сознания» и «черного единства» в контекстах теории афроцентризма и современных социальных реалий африкано-американского сообщества. В заключение дается оценка роли афроцентризма, границ и перспектив его распространения в среде африкано-американцев в контексте общих тенденций трансформаций их идентичностей в современную эпоху.

Добавлено: 11 июня 2018
Статья
Кашин В. Б. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 4. С. 76-93.

Китай является единственной страной - постоянным членом Совета Безопасности ООН, осуществляющей в настоящее время количественное и качественное наращивание своего ядерного потенциала. Насколько далеко намерен пойти Китай в развитии своих ядерных сил - остается предметом для дискуссии. В целом преобладает мнение, что Китай стремится осуществить лишь ограниченное наращивание своих ядерных сил, с целью обеспечить себе потенциал для нанесения гарантированного ответного удара в условиях совершенствования американской системы ПРО. Начиная с конца 1990-х годов предметом повышенного внимания в странах Азии и в мире в целом было развитие военно-воздушных сил и военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Ядерные силы не воспринимались в качестве приоритета развития китайской военной мощи и оставались в тени. Однако, события последних лет показали, что в мире не вполне осознавался истинный масштаб китайских работ по строитель ству стратегических ядерных сил. На данный момент можно считать свершившимся фактом то, что КНР сумела осуществить большую часть своей долгосрочной программы модернизации своих ядерных сил, не привлекая существенного внимания со стороны других крупных стран и, прежде всего, единственной сверхдержавы.

Добавлено: 16 октября 2018
Статья
Суздальцев А. И. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 2. С. 117-137.

Статья посвящена анализу одной из главных причин российско-белорусского кризиса 20182019 гг. - прозападному вектору белорусской внешней политики. С момента создания Союзного Государства Республики Беларусь и Российской Федерации (1999) политика Минска в отношении Евросоюза и США всегда имела особый внеблоковый характер. Минск традиционно свою внешнюю политику увязывает с задачей сохранения суверенитета и независимости Белоруссии. Вместе с тем белорусское руководство всегда подчеркивало свой статус «единственного союзника» России. Однако постепенно внешнеполитический курс Минска приобретает прозападный характер, что оказывает негативное влияние на российско-белорусскую интеграцию. Со временем Минск по целому ряду причин стал уклоняться от поддержки своего союзника на международной арене, внешняя политика Белоруссии приобрела характер балансирования между Россией и Западом. Политика балансирования больше двадцати лет позволяла Минску игнорировать отсутствие политического и экономического баланса интересов в рамках российско-белорусской интеграции. Многие годы Минск использовал западный вектор своей внешней политики для стимулирования российской экономической поддержки белорусской экономики. В 2014-2018 годах в условиях эскалации противостояния между Западом и Россией политика балансирования Минска стала постепенно переформатироваться в медленный геополитический поворот республики на Запад. В настоящее время белорусское руководство использует западный вектор своей внешней политики, чтобы, с одной стороны, маскировать постепенную смену геополитического вектора, а с другой — сохранить доступ к российским финансовым и энергетическим ресурсам. К 2018 году оба сформировавшихся противоположных тренда на фоне обострения украинского кризиса вошли в резонанс, что привело к кризису в отношениях между Россией и Белоруссией и поставило под угрозу сохранение Союзного государства.

Добавлено: 17 июня 2019
Статья
Кривушин И. В. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 133-158.

В статье рассматривается кризис в российско-австралийских отношениях после присоединения Крыма к России в марте 2014 г. с точки зрения как Москвы, так и Канберры. Автор заключает, что в 2014–2015 гг. Кремль не принял во внимание ряд факторов, таких как очень ограниченная заинтересованность Австралии в торговле с Россией, растущее недоверие официальной Канберры к внешнеполитическим намерениям Москвы и восприятие России как ревизионистской державы (особенно после российско-грузинской войны 2008 г.), сильное чувство солидарности со странами Запада у австралийской политической элиты и постепенно ухудшавшийся образ России в австралийском общественном мнении, которые негативно влияли на отношение Канберры к Кремлю еще до 2014 г. и которые сделали неизбежным резкое ухудшение двусторонних отношений в связи с украинским кризисом. В будущем эти отношения могут еще больше осложнить растущая конкуренция Австралии и России на азиатских газовых рынках и слишком тесное сближение Москвы с Пекином.

Добавлено: 2 апреля 2019
Статья
Парамонов О. Г. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 102-116.

В условиях ухудшения региональной среды безопасности в Восточной Азии заметный рост оборонных возможностей Японии и отказ Токио от большинства самоограничений в области оборонной политики выглядят вполне ожидаемым и закономерным процессом. При этом Япония продолжает опираться и на союз с США. С другой стороны, отношения Вашингтона и Москвы сейчас находятся в низшей точке со времен холодной войны. У самой Японии сохраняются территориальные претензии к России. Это означает, исходя из конфронтационной логики, которая возвращается в международную повестку, что традиционно сдержанное отношение Японии к России должно сохраняться. Вместе с тем, сегодня мы наблюдаем иную ситуацию. После начала регулярных личных встреч президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ активизируется диалог по широкому кругу вопросов, в том числе связанных с международной безопасностью, в особенности с ее региональным аспектом. Хотя определенные предпосылки к этому отмечались и до встречи В. Путина и С. Абэ в Сочи, этот внешнеполитический поворот, и в частности, его скорость, оказался сюрпризом не только для западных партнеров Токио, но и для многих японских политиков и экспертов. Данная статья посвящена анализу его возможных причин, а также поиску ответа на вопрос: является ли диалог России и Японии ситуативным политическим маневром или шагом на пути к сотрудничеству по вопросам безопасности?

Добавлено: 13 июня 2019
Статья
Новиков Д. П. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 241-259.

Статья посвящена проблемам развития современных отношений России, Китая и тихоокеанских стран Латинской Америки главным образом в аспекте наращивания сотрудничества в многосторон-

них форматах и диалогах о реформе экономического и институционального порядка в АТР. Актуальность такого сотрудничества повышается в связи с кризисом сложившегося в настоящий момент в Азиатско-Тихоокеанском регионе международного порядка, который проявляется в двух аспектах. Во-первых, существует проблема нехватки институтов, регулирующих

экономические отношения, и идей для их дальнейшего развития. Такая комплексная повестка формируется Россией и Китаем применительно к Евразии (концепция «Большой Евразии»), однако продвижение схожей повестки в АТЭС сталкивается с многочисленными противоречиями. Во-вторых, АТР становится зоной противостояния США и Китая, что проявляется в том числе в

борьбе за будущую конфигурацию регионального порядка на Тихом океане. Тихоокеанские страны Латинской Америки не были затронуты ни российскими, ни китайскими мегаинициатива-

ми последних лет, направленными как раз на создание нового международного порядка. Между тем они являются членами АТЭС и участницами многих региональных инициатив, а также потенциально значимыми экономическими партнерами и для России, и для Китая. Более того, схожий уровень экономического развития и похожие потребности объективно сближают взгляды и подходы ведущих евразийских держав и тихоокеанских государств Латинской Америки к развитию многосторонних институтов регионального порядка. Однако исторически сложившаяся институциональная и политическая привязка этих стран к США в настоящий момент определяет их поддержку американских инициатив. Но это положение не является данностью,а некоторая беспорядочность американской региональной политики при администрации Трампа делает развитие диалога с этими странами по широкому спектру проблем, связанных с развитием многостороннего сотрудничества в Евразии и АТР, еще более востребованным. Автор рассматривает предлагаемый анализ и некоторые выводы как возможность для научной и экспертной дискуссии по обозначенным вопросам.

Добавлено: 23 апреля 2019
Статья
Братерский М. В., Кутырев Г. И. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 1. С. 220-240.

В статье анализируется политика России с точки зрения формулируемых правительством целей в ответ на вызовы в области международной политики, экономики и безопасности, а также на вызовы, связанные с угрозой потери статуса великой державы, сохранением территориальной целостности и независимости. Недовольство России существующим порядком вещей – когда ее интересы не принималась во внимание, а Запад, не устанавливал для себя никаких ограничений, продвигая свои геополитические интересы – нарастало уже давно, однако ярче всего проявилось в рубежном 2014 г., когда западные санкции после крымских событий подтолкнули российские власти и бизнес к более активным действиям в АТР. Авторы формулируют ряд признаков нового регионального порядка стран АТР, который, возможно, разовьется в новый международный (глобальный) порядок. Такой тип системы, по мнению авторов, будет более конкурентным и менее иерархичным, в его рамках не будет существовать единственной доминирующей силы или идеологии, он будет основан на множестве центров силы. Такой мировой порядок более привлекателен для России, нежели однополярный Атлантический порядок. Он даст стране возможность использовать такие собственные сравнительные преимущества, как территория, ресурсы, жесткая сила, достаточно ригидная политическая организация и возможность мобилизовать ресурсы для стратегических целей. Тем не менее важно понимать, что пока современный незападный мир очень аморфен, его будущие контуры размыты, а азиатский бизнес слабо откликается на российский «поворот на Восток». ​​​​​

Добавлено: 12 марта 2019
Статья
Орлов И. Б., Абелинскайте В. Э. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 1. С. 122-138.

В статье на материале деятельности туристических транснациональных компаний в России раскрыты не только отрицательные, но и положительные стороны их взаимодействия с российским бизнесом и властными институтами. Говоря о транснациональных компаниях в сфере туризма, мы должны учитывать, по меньшей мере, три фактора: интернационализацию и глобализацию сферы международного туризма; связанную с этим трансформацию структуры и функций ТНК в индустрии отдыха; специфику использования механизмов т.н. «мягкой силы» в области взаимодействия государства и транснационального бизнеса. Унификация потребительских предпочтений, равно как и распространение единых культурных ценностей, связанные с глобализацией, способны не только упростить организацию международного туристского бизнеса, но и использовать его как канал «культурной дипломатии». При этом авторы призывают с осторожностью относиться к самому концепту «мягкой силы» в силу преобладания коммерческих целей деятельности компаний в области туризма над гуманитарными задачами, а также сложности достижения баланса государственного и частного интереса. Отсюда вытекает целый ряд сложностей анализа разноуровневого взаимодействия, особенно в такой области, как формирование (или переформатирование) и продвижение имиджа государства на международной арене. Авторы предпринимают попытку преодолеть эти сложности и показать, почему и каким образом ресурсный потенциал иностранных (не говоря уже о российских) ТНК может быть использован для формирования и продвижения на международной арене позитивного образа Российской Федерации.

Добавлено: 20 февраля 2018
Статья
Порецкова А. А. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 3. С. 155-171.

Трагическая реальность ХХ века показала, что геноцид повсеместен, страны сталкиваются с ним ежегодно, а миро- вое сообщество чаще всего молчит, закрывая глаза на творя- щиеся безумства. Однако нельзя сказать, что совсем ничего не делается для реформирования сложившейся ситуации. Одно из таких направлений — это международное право, как гуманитарное, так и уголовное. Поэтому в данном исследо- вании я остановлюсь на таком международном институци- ональном органе, как Международный уголовный суд, и его роли в борьбе с геноцидом.

Добавлено: 29 ноября 2016