• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Из юных пионеров в юные менеджеры. Утопия рождения нового человека в начале 1990-х годов

Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 130-148.

Эпоха поздней перестройки и 90-х годов нуждается в до-
полнительном изучении и осмыслении, поскольку вокруг этого времени
сложилось множество исторических мифов. Так, стереотипы «лихих»
или, наоборот, «свободных» девяностых активно используются раз-
личными политическими силами в своих идеологических интересах.
Поэтому важно взглянуть на этот период в аналитической перспекти-
ве социальной микроистории: через повседневность и жизнь отдель-
ных групп и сообществ становится яснее многое происходившее тогда
на постсоветском пространстве. Данная статья посвящена феномену
трансформации мировоззрения подростков поздней перестройки под
влиянием идеологии личного и делового успеха. Показывается как утопическое мышление о выращивании «нового советского человека»
трансформировалось в утопию «человека капиталистического буду-
щего», призванного изменить ситуацию в стране. В центре внимания
находится феномен школ юных менеджеров — спонтанного образова-
тельного движения, возникшего на рубеже 1989–1990 годов в форме
курсов дополнительного обучения для старших школьников. В разных
городах страны работало не менее трех десятков подобных образова-
тельных центров. Их программы включали изучение основ рыночной
экономики, предпринимательства, маркетинга и менеджмента, но
главной задачей обучения была трансформация сознания подростков
для потребностей приближавшейся рыночной экономики и принятие
ими ценностей индивидуального процветания. Главным инструмен-
том формирования сознания «успешного делового человека» служило
чтение и осваивание работ американского классика «личного успеха»
Дейла Карнеги, биографий американских и японских топ-менеджеров
и крупных предпринимателей. Для части слушателей обучение в шко-
лах юных менеджеров предопределило дальнейшую профессиональ-
ную и личную биографию. Статья выполнена в жанре устной истории
и социологии повседневности и основана на анализе публикаций де-
ловых СМИ поздней перестройки и интервью с бывшими слушателями
школ юных менеджеров.