• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии

В статье рассматривается понятие исторической реконструкции как формы реализации постпамяти с помощью условной театрализации, которой присущи многие элементы театрального процесса: разработка сценариев действий, подбор соответствующих природных или архитектурных декораций, распределение ролей среди участников, создание индивидуального внешнего облика каждого героя, согласование поведенческих моделей как формы исторической репрезентации. На этой основе выдвигается тезис о том, что «новая реальность» реконструкторов образуется через слияния нескольких других – текущей, прошлой и театрализованной реальностей. При этом под театрализованной реальностью подразумевается сочетание «легенд» воссозданных персонажей, которые оправдывают выбор костюмов, экипировки, обозначают статусы участников и задают поведенческие модели.

Также в статье обосновывается роль реконструкторского движения в материализации постпамяти. Это происходит через формирование реконструкторами «реальности прошедших времён», ощущаемой через физический опыт, связанный с созданием и использованием материальных артефактов, будь то производство и использование оружия, воинского обмундирования, бытовых аксессуаров; овладение ремёслами и организация досуга в лагере. При этом подчеркивается, что на первом месте у реконструкторов стоит вопрос достоверности материалов и артефактов, причем не только видимых элементов, но и тех, что обычно остаются невидимыми для публики.

В статье также представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования более 30 клубов исторической реконструкции. В ходе исследования было установлено, что все из них осуществляют реконструкцию военных событий; значительная часть осуществляет гастрономическую реконструкцию, отражающую гастрономические модели соответствующей эпохи; вне зависимости от реконструируемой эпохи и организационно-правовой формы клубы ведут образовательную деятельность, отличающуюся в зависимости от реконструируемой эпохи форматом и характером получаемых знаний и умений. Это позволило авторам сделать вывод о том, что клубы исторической реконструкции не только осуществляют театрализацию и материализацию ностальгии, но и формируют лежащую в ее основе постпамять.